Памяти композитора Николая Сидельникова

110 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ Композитор работает с несколькими драматургическими планами одновременно: сюжетно-пове- ствовательный (поэтический текст), воплощённый в ярких музыкальных темах и образах и звукоизо- бразительные эффекты, создающие яркую театральность каждой сцены. Так, порывы Ветра изображены различными сонорно-фоническими эффектами, например, ритми- зованный шёпот в хоровом звучании. Колеблющееся пламя Свечи, — то разгорающееся, то гаснущее, символизирующее трепет Жизни, постоянно находящейся под угрозой Смерти, можно найти в та- инственно-завораживающих basso ostinato с однообразной амплитудой мелодического разви- тия в диапазоне квинты. Тревожный перезвон колоколов имитируется разнообразными звукоизобра- зительными приёмами: это может быть пространственное звучание постепенно вступающих голосов хора, эффекты «эха» и «отгула» после звона. Трагической кульминацией цикла является тренос «Реквием по корове». В нём выражена поистине вселенская скорбь. Отчаяние и безысходность проявляются в «аффектированных причитаниях» и различных формах остинатности; грандиозное драматическое нарастание — в постепенной услож- нённости гармонических оборотов. Наивысшей кульминационной точкой всего цикла Сидельников делает «Memento». Это как бы симво- лическое «завещание» самого композитора. Просветлённый финал, условно соотносится с теофанией; катарсисом. Здесь композитор добивается поразительного эффекта — нравственно-чистого и возвы- шенного послесловия, приёма, часто встречающегося в современной театральной и кинодраматургии. Театральность, напряжённость драматического повествования обусловлена также драматургией жанровых форм. Сидельников использует разнообразные поэтические жанры, имеющие связь с тради- цией канте хондо; музыкальные жанры испанского фольклора, а также и общеевропейские, такие, как серенада, реквием, колыбельная. Здесь следует отметить гениальный приём композитора — постоян- ные «переключения» в различные жанровые сферы иных культурных традиций. Лорке принадлежит гениальная фраза о том, что безвестный народный поэт в три-четыре строки может вместить всё богатство высших взлётов человеческой души. Эти слова можно отнести и к мело- дическим ресурсам народно-песенной культуры Испании. Вдохновлённый поэзией Ф. Гарсиа Лорки, Н. Сидельников в «Романсеро», «заговорил», если можно так выразиться, по-испански с универсаль- ным акцентом. Непосредственное воплощение в его музыке находят и поэтические, и музыкальные жанры фольклора Андалузии, которые тесно переплетаются в традиции канте хондо. Во-первых, назовем цыганскую сегирийю (это песня, сопровождаемая танцем). Танцевальные рит- мы ощутимы практически в каждом номере цикла («Гитара», «Квартал Кордовы», «Ампаро», «Что случилось», «Восточный ветер», «Свеча», «Колокол»). Затем, знаменитую фальсету (представляет собой инструментальную интерлюдию). Это пьеса «Вздохи гитары» между 10 и 11 номерами цикла. Композитор вводит фальсету также между «Сере- надой» и номером «Что случилось?» — предельно контрастными по сюжету частями цикла. («Сере- нада» — это горечь несбывшихся надежд и утраченной любви Лолиты. «Что случилось?» — трагиче- ская, ужасающая маска Смерти: «На улице он лежит с ножом в груди. / Никто его здесь не знает».) И, наконец, саэту (это песня-выкрик без музыкального сопровождения). Сидельников опосредо- ванно использует ее в некоторых частях цикла, например, в «Перекрёстке». Кроме этих традиционных жанров канте хондо композитор отдает дань некоторым элементам собст- венно кастильского и андалузского фольклора, отмеченных ярким неповторимым своеобразием. Так, отзвуки кастильской сегидильи , для которой особенно характерна неразрывная связь танца и пения, явно ощутимы в № 1 «Шесть струн»: мелодический взлёт (секста через октаву) начальной фразы, со- четающий мощнейшую внутреннюю энергию с внешней сдержанностью и строгостью; преобладание своеобразно окрашенной диатоники (фригийский a-moll ); размер 7/8; контрастные сопоставления периодической ритмической пульсации (аккомпанемент хора) и свободного rubato солирующей пар- тии, дающие глубокое ощущение жизненной энергии и динамизма; и, наконец, гитара — как главное действующее лицо этого номера, партию которой имитирует хор. Сидельников использует типичный для испанской музыки доминантовый лад. В начале развития мелодической линии смысловой и рит- мический акцент падает на звуки e и f (V и VI ступени фригийского a-moll ). Далее происходит переход в тональность g-moll (т.18), а затем звучит характерный каденционный оборот вниз от T к D через VII ступень, но композитор использует этот оборот в новом качестве – переход осуществляется не в ожидаемую тональность, а в созвучие f-c-g-d .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1