Памяти композитора Николая Сидельникова

112 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ В «Свече» стремительная тема basso ostinato (Allegro misterioso) звучит в характерном для многих испанских танцев ритме (сардана, фанданго, отчасти малагенья и др.). Здесь можно провести и ана- логии с итальянской тарантеллой , заслужившей особое внима- ние многих западноевропейских и русских композиторов (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Россини, Бизе, Дебюсси; Глинка, Рахманинов, Чайковский Глазунов, Стравинский, Про- кофьев). В основе этого безумно быстрого (размеры 3/8, 6/8, 9/8) и страстного по характеру танца часто лежал один мотив (или ритмическая фигура), многократное повторение которой вызывало гипнотическое действие 9 . Тема basso ostinato воздей- ствует завораживающе. Она представляет собой «возвратное» кружащееся хроматическое движение от D к T и от T к D (V-IV#- IV-I-III-IV-IV#-V). «Свеча» Зловещее звучание остинатного движения в партии первых ба- сов, вызывающее аналогии с пляской Смерти, подчёркнуто «бес- печным» танцевальным слоговым напевом: «Та-ра-ля-ля-ля…» В солирующей партии альтов также преобладает доминантовая функция. Мелодия размашистыми кварто-квинтовыми скачка- ми устремлена вверх: V-I-V-II, а затем она неожиданно «падает» по квартам вниз: II-VI-III-VII-I. Далее композитор использует типичный для испанской музыки мелодический оборот: движение мелодии в секстовом диапазоне от D к III ступени с возвращением, приобретающей функцию вто- рого тонального центра — фригийский a-moll . 9 С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий этот танец считался единственным средством излечения «тарантизма» – безумия, вызываемого, как считалось, укусом тарантула. В XVI веке существовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1