Памяти композитора Николая Сидельникова

115 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО Сидельников широко использует выделение опорных тонов ме- лодии при помощи мелизмов практически в каждом номере цик- ла, особенно ярко в «Квартале Кордовы», «Ампаро», «Серенаде» и в инструментальной части «Вздохи гитары». В «Романсеро» Сидельников по-новому раскрывает возмож- ности романтической гармонии, которая в сочетании с вышеназ- ванными свойствами мелодического и ладогармонического языка испанской музыки, высвечивается новыми красками, получает но- вые импульсы. Ладовая палитра композитора богата и насыщена. Ее источник — кварто-квинтовые интервальные модели (иногда связанные с гитарным строем e-a-d-g-h-e ). Чаще всего они по- являются в остинатных формах. Так, во вступлении к «Колоколу», чередование кварто-квинтовых созвучий — a-e, gis-cis, b-dis , рит- мически подчёркнутых трёхдольным размером, создают сонорный эффект раскачивающегося колокола. «Колокол» Сидельников широко применяет и симметричные лады, как, на- пример, в «Квартале Кордовы». Пьесу открывает тренос — дрожа- щий секундовый кластер у альтов и меццо-сопрано. Мелодическое развитие темы, — устремлённость к вершине-кульминации — имеет огромное воздействие: происходит как бы расширение про- странства, появляется надежда, но она срывается в экзальтирован- ный плач-причитание, неожиданно сопровождаемый ритмическим аккомпанементом бубна. Солирующая партия теноров («У девуш- ки мёртвой, / у девушки в белом платье, / в тёмные пряди алая роза зарылась!») звучит в постепенно разворачивающемся симме- тричном ладу полутон-тон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1