Памяти композитора Николая Сидельникова

117 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО Образ-символ Смерти подчёркнут инверсией в поэтическом тексте: в первой строке метафора «У девушки мёртвой», во второй — мотив Смерти усугубляется эпитетом «в белом платье» (белое платье — символ юности, непорочности, и в то же время, — символизирует Смерть), и, наконец, в третьей строке — «В тёмные пряди алая роза зарылась!» — брезжит свет жизни: живая «алая роза». Белый — красный: Смерть и Жизнь. Постепенное увеличение слогов в строке поэтического текста, как бы создаёт динамичную амплитуду неотвратимого нарастания, преодолевающую статичность, свойственную симметричному ладу. Новый взгляд композитора на романтическую гармонию проявился в усилении эффекта оберто- нового резонирования, пространственного расширения звучания многотерцовых аккордовых ком- плексов. В «Серенаде» ундецимаккорд gis-h-d-fis-ais-cis акцентирован тембровыми и акустическими средствами: он «стереофонически» рассредоточен по всему пространству звучания с поочерёдным включением терций: сначала средней, затем – нижней и верхней. С помощью мелодической линии он расширяется до квинтдецимаккорда, ощущение пространственного звучания достигается и рассредото- чением слогов поэтического текста. «Серенада»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1