Памяти композитора Николая Сидельникова

118 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ Музыкальный язык «Романсеро» Сидельникова неразрывно связан и с одним из самых ярких сим- волов испанской музыки — гитарой, её гармоническим и акустическим строем. В книге «Стихов о канте хондо» Гарсиа Лорка посвящает гитаре несколько самых сокровенных стихотворений, а в од- ной из своих статей восклицает: «Можно ли найти лучший выход страсти, чем излить её в шесть лири- ческих вен этого труднейшего инструмента» [4, 157]. Гитаристы Андалузии одушевляют свой инстру- мент. Для них каждая струна гитары имеет особую тембровую выразительность, свой психологический характер. Фалья различал в практике народного искусства канте хондо «два эффекта»: ритмический, — чисто внешний и ладогармонический. Сидельников искусно претворяет и тот, и другой. В исполнительский состав «Романсеро» компо- зитор вводит электрогитару, а также романтически волнующую инструментальную часть-интерлюдию под названием «Вздохи гитары». «Живое» гитарное звучание соотносится со стилизованным (ориги- нальные имитации бряцания струн в хоровой фактуре; орнаментальность мелодических линий, допол- ненных чисто инструментальными красками). Композитор использует кварто-квинтовые созвучия, а также гитарные аккорды 10 в хоровой партии. В «Квартале Кордовы» после звучания такого аккорда в партии гитары, он появляется в партии хора: e-a-d-g-h-e. «Квартал Кордовы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1