Памяти композитора Николая Сидельникова

119 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО В «Романсеро» невозможно не отметить выразительную роль ритма. Ритм в этом произведении имеет значение важнейшего жизненного нерва. Сидельников использует разнообразные танце- вальные ритмы народных танцев, большинство из которых имеет пантомимический, игровой характер. Типичные для испанской народной музыки аккомпанирующие ритмы: старинное шести- дольное фанданго (6/8); фанданго (3/4); астурийское фанданго (3/4); малагуенья, роденья, гранадина (3/8); болеро (3/4). В танцевальных образах испанской культуры раскрываются це- лые сцены из народной жизни. Многие исследователи подчёркива- ют удивительную выразительность оживлённой мимики танцеваль- ных движений, жестикуляцию. Роль эмоционального воздействия ритма усиливается за счёт использования ударных инструментов, среди которых наиболее удобным и распространённым являют- ся кастаньеты 11 . Сидельников вводит в исполнительский состав «Квартала Кордовы» tamburo 12 (ремарка: «удар по ободу»), с ха- рактерным для испанской музыки аккомпанирующим ритмом. В своей статье «Воображение, вдохновение, освобождение» Гарсиа Лорка попытался объяснить таинственные соответствия, возникающие между различными смыслами и обозначениями в новом поэтическом языке современных произведений: «Пока поэт не пожелает освободиться от этого мира, он живёт спокойно в своей позолоченной нищете. Все риторики и поэтические школы Вселенной, начиная с японских, предоставляют ему великолепный гардероб, где хранятся солнца, луны, ирисы, зеркала и унылые об- лака, годные к употреблению для любого умственного уровня… Но если поэт решил освободиться от власти воображения и жить не только за счёт образов, возникающих из реальной действитель- ности, он перестаёт грезить и перестаёт хотеть. <…> От «вооб- ражения», которое всего лишь движение души, он переходит к «вдохновению», то есть к состоянию души. И тогда вещи суще- ствуют просто так, без объяснимых причин и следствий. Уже нет ни пределов, ни концов, есть восхитительная свобода» [4, 147]. Это высказывание Лорки необычайно точно характеризует «неви- данный язык» сюрреалистического искусства, с его уходом от всех способов «нормального восприятия» в «сверхреальный мир». Современный художник, по мнению С. Батраковой, «не раз попытается воссоздать картину, мысленно рассыпая всё и вся на составные части, чтобы затем изобрести новые <…> сцепления, соединения, взаимосвязи предметов, абстракций, символов, зна- менующие открытие принципиально новой художественной все- ленной [7, 162]. «Художники пользуются предметами как слова- ми, заставляя их выстраиваться в причудливые фразы», — писал Л. Арагон [Цит. по 8, 29]. Именно такими причудливыми фра- зами, а также воплощением в одном стихотворении полярно про- тивопоставленных образов и стилистических единиц, изобилует творчество Гарсиа Лорки. Слово рождалось у поэта, как свежий росток жизни, оно изначально принадлежало полнокровной ма- терии бытия. Лорка наслаждается чувственной реальностью; его образы, тяготеющие к предельной емкости, соприкасаются с ми- стерией природы, которая загадочным и смутным образом соот- носится с драматизмом человеческих судеб. Своеобразие сюрреа- листического мышления, — «всё во всем», подчиненное принципу ГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, ВЫПОЛНЕННЫЙ КОМПОЗИТОРОМ 10 Аккорд на открытых струнах (испанский септаккорд). 11 Кастаньеты (от лат. castania – каштан) – ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании. Испанские народные кастаньеты неодинаковы по размеру: пара для правой руки (меньшего размера) исполняет ритмический рисунок, пара для левой (большего размера) – метрический. 12 Итал. название бубна. В Басконии аккомпанирующим инструментом часто служит разновидность бубна: тамбур де баск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1