Памяти композитора Николая Сидельникова

12 НАТАЛЬЯ БЕЛЯЕВА. СЕМЬЯ СИДЕЛЬНИКОВЫХ По сообщениям газеты «Тверская правда», Николай Михайло- вич и Мария Алексеевна Сидельниковы участвовали в концерте 29 декабря 1920 г., организованного в клубе имени III Интер- национала к 150-летию Бетховена; в симфоническом концерте 22 января 1921 г. в Большом Пролетарском театре, где Мария Алексеевна пела Сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Оне- гин» Чайковского, а Николай Михайлович явился главным орга- низатором концерта; в концерте 18 марта того же года вместе с братьями-певцами Пироговыми. Газета «Тверская правда» упоминает также о выступлении М.А. Сидельниковой в концерте 3-го апреля 1924 года, в кото- ром она исполнила Ариозо Лизы из «Пиковой дамы» Чайков- ского и Каватину Гориславы из «Руслана и Людмилы» Глинки. Закончив оперную карьеру, М.А. Сидельникова преподава- ла вокал в Калининском музыкальном училище. Известно, что в 1930-х гг. она брала уроки вокала у Ксении Николаевны Дор- лиак в Московской консерватории 9 . Некоторые ученики М.А. Сидельниковой впоследствии стали солистами Тверской филармонии и вокальными педагогами, на- пример, певицы Нина Степановна Сальникова и Галина Витоль- довна Тимофеева. Первый муж Марии Алексеевны Иван Гриневич был убит в Гражданскую войну, выступив на стороне Белой армии, и она оста- лась с малолетней дочерью на руках. Эту девочку, в будущем извест- ного в Твери преподавателя пединститута и университета, фило- лога и краеведа Татьяну Николаевну Сидельникову (1917–1982), Николай Михайлович воспитывал как собственную дочь, дав ей свое отчество и фамилию, уделяя ей внимание и находя для нее время в своем плотном рабочем графике. Т.Н. Сидельникова всю жизнь называла Николая Михайловича отцом и написала о его теа- тральной деятельности в своей книге о тверском драмтеатре 10 . Оба сына Н.М. Сидельникова, родившиеся в 1925 и в 1930 го- дах, получили прекрасное домашнее образование и впоследствии стали музыкантами. Татьяна Николаевна вспоминала, каким та- лантливым педагогом был ее отец, и часто рассказывала семейную историю о том, как родился ее брат Михаил: В тот день она пришла из школы, куда ходила в первый класс, и неожиданно увидела дома не маму, а отца, необыч- но рано вернувшегося с работы. Он покормил Таню супом и, что бывало крайне редко, предложил девочке написать дик- тант. Таня недоумевала, но без памяти любила вечно за- нятого отца и любое общение с ним ценила высоко. Отец начал диктовать: «Пушкин — наш родной поэт». Таня, мед- ленно выводя палочки и крючочки, писала на листочке с ко- сыми линейками. «Глинка — русский композитор», — дик- товал отец. Таня только собралась спросить, как писать правильно: «кампанзитор» или «карпанзитор», как вдруг услышала из дальней комнаты, дверь в которую всегда была плотно закрыта, отчаянный детский крик. Диктант был прерван. Отец поспешил к новорожденному сыну, кото- рого назвали Михаилом в честь композитора М.И. Глинки. Подросший Мишка был копия отец. Живые глаза насмешли- во сияли на его смуглом лице, подернутом персиковым загаром. Волосы у него были каштановые, волнистые, будто шелковые. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СПЕРАНСКИЙ С СУПРУГОЙ АНТОНИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ. Дед и бабушка композитора по материнской линии. Нач. XX века 9 Дорлиак (Фелейзен) Ксения Николаевна (1881–1945) — артистка оперы (меццо-сопрано), концертная певица, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941). Мать певицы Нины Дорлиак. 10 Сидельникова Т.Н . Калининский драматический. М.: Московский рабочий, 1970. С. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1