Памяти композитора Николая Сидельникова

121 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО ме вовсе не является отрицанием жизни в её гротескном понимании. <…> Смерть здесь входит в целое жизни как её необходимый момент, как условие её постоянного обновления и омоложения» [цит. по 4, 21]. Особые условия испанской истории предопределили в образной системе элементы «народно- смеховой культуры», о которых напоминает и Ф. Гарсиа Лорка, говоря о свойственных для испанцев «шутках о смерти». Ярким примером может послужить стихотворение «Колокол». Колокол — один из основных сим- волов книги «Стихи о канте хондо». Он — недобрый предвестник гибели главной героини. Компози- тор, изменяя текст стихотворения, нарекает эту часть «Вопль». Открывает пьесу вокализ высочайшего эмоционального накала: на остинатном фоне, имитирующем интонации стенаний (сопрано, альты, тенора), с подчёркнутой ритмической пульсацией звучит напористая и призывная тема басов, напо- минающая колокольный набат: волнообразные размашистые терцово-секстовые скачки — «На жёлтой башне / Колокол / Звенит». Строфа «Дорогой, обрамлённой плачем, / шагает смерть в венке увяд- шем…» облечена в поступенно-нисходящую, экспрессивную мелодию, звучащую в доминантовом ладу в диапазоне тритона. Синкопированное остинато сопровождающих голосов создаёт ощущение фа- тального приближения Смерти, вызывающее холодящий ужас и робкое смятение перед её таинством. Но, пожалуй, самой потрясающей находкой композитора является работа с текстом в этой части. Си- дельников обособляет строку «шагает смерть…», повторяя её трижды в синкопированном нисходящем трихордном мотиве: es-d-c-c-d; в последнем повторе добавляет: «в венке увядшем», а затем – ещё раз в партии теноров, в духе эмоционально напряжённых распевов канте хондо. Далее следует остинатный раздел — зловещий марш Смерти, вызывающий неоднозначные и даже противоестественные ассоциации. Он построен на многократном повторении двух фраз: «шагает смерть…» (12 раз), и «она поёт…» (21 раз), — всего тридцать три такта, переходящих в «захлёбываю- щийся» крик. Открывается раздел неожиданным и экстравагантным синкопированным остинато в переменном размере 3/4 — 4/4 (начало части — 12/8), вызывающим аналогии с современными эстрадно-джазовыми ритмами; многократный повтор разнообразных вариантов звучания доминанто- вого нонаккорда с задержанием на фоне тонического органного пункта G в обогащённой хоровой фактуре (divisi сопрано, альтов и теноров) создают особую утончённую экспрессию в сочетании с на- растающей динамикой. Затем наступает реприза: основная тема Колокола (у теноров) звучит на тон ниже, без сопровождающего остинато сопрано. После этого — внезапное переключение в иную жанровую сферу — хоральности, подчёркнутое композиторской ремаркой Religiosamente , строгим четырёх-пятиголосием, прозрачной фактурой, про- светлённой темой в диатоническом ладу. Неожиданно на фоне угасающего раздела Religiosamente по- являются звуки испанской гитары, как бы напоминающие о жанре «Романсеро», об авторе этих стихов. Одно из самых трагических стихотворений Лорки, связанное с образом Смерти, — «Корова». Напомним, что композитор привносит это стихотворение из другого цикла («Цыганское романсеро») и меняет название — «Реквием по корове». Бык или Корова — древнейший тотемный символ плодородия, «неслабеющей мощи рождающей природы», постоянный мотив в искусстве разных народностей. Бычий облик принимали боги многих религий (в том числе и греческие Зевс и Дионис в древнейших интерпретациях). Древние китайцы на- деляли бога Солнца бычьей головой. Существовали также кровавые празднества в честь архаического бога критян, связанные с ритуалом разрывания и поедания быка. Притягивающее и одновременно отталкивающее зрелище корриды (заклание Быка) — своего рода жертвоприношение во имя «плодо- носящей мощи божества и природы». Неслучайно эти символы буквально пронизывают творчество Пикассо и Дали. Образ Коровы у Лорки — сложный, безумный, вселенский: Забили на рассвете. Кровь из ноздрей текла по небосклону, а по рогам ручьи вились и ветви. У Сидельникова этот сюрреалистический образ претворяется, по сути, в театрализованное действо, потрясающее своим трагизмом. Реквием представляет собой развёрнутое разночастотное поли-ости- нато. Здесь ощутимы печаль и скорбь заупокойной мессы (реквием), ритмы траурного погребального шествия (пассакалия), драматизм хорового комментария (древнегреческая трагедия), декламации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1