Памяти композитора Николая Сидельникова

122 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ солиста (персонифицированный герой драмы — рассказчик- чтец), импровизационная свобода кантаора (исполнителя канте хондо). Средствами четырёхголосного хора, композитор сумел добиться многомерного и симультанного воплощения в музыке разнородных пластов интонационно-мелодического, ритмическо- го и мелодекламационного материала. Театрализованность усили- вается за счёт постоянного рассредоточения тематического мате- риала среди солирующих в унисон партий хора, их неожиданного пересечения и взаимодополнения. Во вступительном разделе (Реквием по корове), построенном на четырёхкратном повторении одной строки текста «Забили на рассве- те», звучит экзальтированное соло теноров, представляющее собой энергичное нисходящее секвенционное построение (три звена) по полутонам на фоне мелизматического плача сопрано. Тема теноров развивается в узком диапазоне малой терции, «плач» сопрано – глис- сандирующие интонации малой терции: тема теноров в «свёрнутом варианте». Секвенционное развитие теноровой партии нарушается неожиданным вступлением сопрано с новым тематическим матери- алом иступлённой фразой-выкриком «Забили на рассвете…». За- думчиво-печальная тема «Кровь из ноздрей…» (сопрано) становит- ся фоном для декламационного соло альта: «На рот её тёмный…». Возникает разночастотное и разновременное поли-остинато, состо- ящее из следующих пластов: тема сопрано (секвенционное постро- ение 1+1+1), соло альта (драматическая декламация), тема теноров (вокализ 4+4), тема басов (вокализ 3+3). Художники-сюрреалисты наиболее остро ощущали «нарастаю- щее безумие мира, пытаясь, по словам А. Якимовича, «атаковать обезумевшую историю, обезумевший разум, обезумевшую реаль- ность с позиций абсолютной тотальной бредовости» [цит. по 7, 98]. Несомненно, что на творчество художников сюрреалистов (и, конечно же, Лорку) оказали большое впечатление идеи Анто- нена Арто с его «театром жестокости» 13 . В «Реквиеме по коро- ве» Сидельников выразил тонкий баланс «эмоционально-волевых тождеств и различий». Антиэстетическая поэтика стихотворения Лорки «отрицает красоту во имя истины». Музыка Сидельникова усиливает воздействие художественного текста. Яркая контрастность образов, фрагментарность, беспокой- ный ритмический пульс сближают «Романсеро» со сложными, соз- данными из мимолётных внутренних прозрений, композициями художников-сюрреалистов. В сюрреалистической картине всегда есть загадка, её содержание трудно поддаётся истолкованию. Не- разгаданная тайна остаётся и после «прочтения» «Романсеро» Си- дельникова: пугающая отчётливость некоторых деталей, и в тоже время, — бесконечность пространства; отсутствие логики сюжет- ного повествования; двойственность реалий; метаморфозы персо- нажей, предметов и образов. Реализуя составляющие древнего, вечного искусства канте хондо, особенности сюрреалистической поэтики Лорки, Си- дельников понимал, что всё это не может быть воплощено в тра- диционной драматургии. Это спектакль, в котором участвуют «вскипая стихии природы», броской картинности, сценическо- го разворота музыкальных событий, столкновения «масок», яркой жанровой характеристичности. 13 В 1925 году Арто задумал поставить пьесу «Струя крови», нечто вроде вселенской драмы, переполненной тошнотворными, «жестокими» физиологическими действами».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1