Памяти композитора Николая Сидельникова

127 ПОСЛЕДНИЙ ОПУС то есть на малую терцию выше «си-ре-ми», и с бемолем на третьей ноте; причем «ре» и «фа» взяты одновременно). Мы угадываем в музыке неоклассичность Стравинского и силь- ное сходство с французской увертюрой XVIII века. Суровость аккордов 4 как бы переносит нас в древность. Можно представить себе Элладу, гору Олимп, Эгейское море, в период юности Тесея еще не носившее такое название. Эгейским оно станет только тог- да, когда в него бросится Эгей, увидев черный парус корабля, на котором прибывает Тесей. Между Тесеем и Эгеем, сыном и от- цом, был уговор, что в случае, если Тесей победит Минотавра, он должен поставить белый парус. Но Тесей забыл об этом, и Эгей, увидев корабль с черным парусом, в отчаянии бросился в воды моря, после чего море назвали Эгейским. После величественных аккордов «горы Олимп» в музыке по- являются арпеджированные пассажи, напоминающие морские волны, и на их гребне, в третьей октаве возникает мелодия, на- поминающая образы Шехерезады и Шемаханской царицы из про- изведений Римского-Корсакова. Если провести аналогии с грече- скими мифами, напрашивается сравнение с рождением Венеры, появляющейся из морской пены. Красивые, но по отношению к Тесею несколько случайные ассоциации (Олимп, Венера) как бы вводят нас в атмосферу событий, делая вступление прологом ко всему произведению, или «exordium» в риторической диспозиции. В первом же такте сонатного аллегро звучит тема, или лучше сказать, лейтмотив Тесея. Сравнения с Вагнером в анализе этого произведения более чем уместны — здесь и масштабы, и мифоло- гический сюжет, и отчасти сам музыкальный язык, вагнеровский и поствагнеровский (скрябинский, рахманиновский, берговский…). И, конечно, наличие лейтмотива у героев романа-симфонии — Те- сея, Ариадны, Минотавра. Лейтмотив Тесея — короткий возглас: Первые две ноты соответствуют пятой и шестой нотам тесеев- ского лейтмотива; а первые четыре ноты являются ракоходом его первых четырех нот (в нижнем голосе от ноты «ля»). А «ля» («а») — это и А риадна, и жена Сидельникова, Хэдди А рая. (О звуках «h» и «e», с которых начинается вторая фреска «Танец Ариадны», будет сказано в своем месте). Вернемся к лейтмотиву Тесея. Он напоминает взвившийся меч или копье, и это тоже от Вагнера. Этим орудием Тесей поразит Минотавра, а потом, согласно мифу, докажет, что он — царя Эгея. Музыка главной партии благородна, несколько старомодно 4 Сразу гармоническая находка: после терции «ре-фа» бас «ре» трактуется как секста для возникающего на нем доминантового нонаккорда к Си-бемоль мажору. В нонаккорде нет терции, но есть, наряду с секстой в басу, и квинта. Забегая вперед отметим, что лейтмотив Ариадны вытекает из лейт- мотива Тесея. Она — его «alter ego», его зеркало, она — его нить, возвращающая Тесея на землю. Поэтому лейтмотив Ариадны во мно- гом основан на ракоходе первых четырех звуков лейтмотива Тесея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1