Памяти композитора Николая Сидельникова
132 ИВАН СОКОЛОВ. ЗАМЕТКИ О «ЛАБИРИНТАХ» Н.Н. СИДЕЛЬНИКОВА Начинается 5-я вариация «Появление Минотавра» . В самом низком регистре слышится неотвратимый гул, постепенно пере- растающий в рев. Звуковой эффект обрывается ударами по кла- виатуре ладонями или даже локтями — надо извлечь кластер очень большой ширины. После секундной паузы вступает тема Минотав- ра. Как уже было сказано, в ней монограмма-трихорд автора впер- вые звучит на своей истинной высоте (h-d-e; es или dis) в верх- нем голосе, удвоенная нижним голосом в квинту (параллельные квинты, как и в теме Ариадны, ведь Ариадна и Минотавр, как это ни странно, брат и сестра!). Таким образом в начале темы внизу оказывается нота «ми» — Ми-нота-вр. Тема напоминает какую-то известную тему из джазовой музыки, кажется, «Розовую пантеру». Она оканчивается грозным тремо- ло — из пасти Минотавра полыхает огонь, об этом есть свиде- тельства в мифах. Собственно 5-я вариация звучит как новая тема, хотя основная тема в ней повторяется гораздо более точно, чем в предыдущих вариациях. Этот прием использует Бетховен в XII-й, До-мажорной вариации из цикла «32 вариации на соб- ственную тему до-минор». В 6-й вариации «Поединок» разгорается битва между Тесеем и Минотавром. Их темы звучат сначала последовательно. Тесей прыгает вокруг Минотавра, пытаясь поразить его своим копьем (напоминающие пиццикато контрабаса четверти в басу, на моно- грамме-трихорде!). Минотавр неуклюже увертывается; он изрядно разжирел, сидя в подвале без движения и все время поедая кало- рийную мясную пищу. Затем обе темы звучат одновременно, два тела сплетаются в клубок, и мы слышим первый укол копья (все- го их будет 43) 5 — Тесей изловчился и попал в уязвимое место на теле Минотавра. Чудовище отпрянуло назад, но только на миг, и следует второй укол. Удары копьем сменяются стонами раненого человеко-зверя, и мы слышим эпизод отдыха в борьбе (в си-бемоль миноре): трагически-возвышенно звучит тема Тесея — борьба очистила его душу, но и Минотавр успел отдохнуть, и выступает с новыми силами. Его тема звучит в прежнем обличье, но как бы прихрамывает (синкопы в партии левой руки). С новыми силами набрасывается на него Тесей. Последние эпизоды «Поединка» на- полнены ярчайшим драматизмом, мы видим, как Тесей в букваль- ном смысле «берет быка за рога» (а ведь и тему Минотавра можно сыграть не только пальцами, но рогами! — так она сочинена Си- дельниковым в параллельных квинтах) — тема тритонов проходит в варианте, где вместо тритона звучит квинта. Последний удар — и вот Минотавр со страшным ревом низвергается в бездну. Для этого момента Сидельников «припас» эффект «martellato», наибо- лее динамически выгодный — рояль звучит так громко, как еще ни- когда не звучал в течение всего произведения. Тремоло внезапно меняет свою громкость с максимальной на минимальную. Долго за- тихает эхо падения туши чудовища в подвалы лабиринта. Но мрак неуловимо слабеет, атмосфера наполняется сначала призрачным 5 Удивительно значение простого числа 43 в «Лабиринтах». Первые две фрески занимают 43 страницы. Третья тоже 43. Четвертая и пятая — опять 43. Тесей 43 раза колет Ми- нотавра своим копьем. Правда, если посчитать точнее, получается 47 раз. Первый укол в т. 448, далее: 451, 454, 456, 458, 459, 460 (2 укола на 1-ю и 4-ю доли такта), 461, 462, 463, 465, 467, 468, 469 (2 укола на 1-ю и 4-ю доли такта), 470, 471, 472 (3 укола на 1-ю, 5-ю, 10-ю восьмушки). Это — «первый бой» с 21-м уколом. Второй бой — с такта 522 (2 укола), 523 (2 укола), 524 (2 укола), 525, 526, 527, 528, 529 (везде – по 2 укола), 531, 533, 535, 536, 537, 541 (2 укола), 542 (2 укола), итого — 47 уколов. Последний укол совершается уже в самом низком регистре, кластерами. Можно представить себе, что Тесей поддел Минотавра на копье, поднял его ввысь, и Минотавр пропел своим страшным голосом тему копья Тесея (тт. 543-550), завершив ее жутким ревом, уходящим в бездну, куда падает его туша. Удивительна также точность, с которой Сидельников следует принципу золотого сечения. Это та точность, которая приобретает моральный характер (точность — добро, приблизительность — зло, и именно поэтому Тесей (добро) должен максимально точно прице- литься и попасть в зло, в Минотавра). В третьей фреске «Лабиринтов» точка золотого сечения падает на начало пятой вариации «Появление Минотавра», а во всем пятичастном цикле эта точка точно падает на решающий удар (№ 22) копья Тесея в 522 такте «Поединка» — шестой вариации третьей фрески.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1