Памяти композитора Николая Сидельникова

140 ИВАН СОКОЛОВ. ЗАМЕТКИ О «ЛАБИРИНТАХ» Н.Н. СИДЕЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ РУЧКИНА ИВАН ГЛЕБОВИЧ СОКОЛОВ (р.1960) принадлежит к плеяде российских композиторов, заявивших о себе в послед- нюю четверть прошлого столетия. Его творчество не может остаться незамеченным в контексте музыкального искусства конца ХХ начала XXI веков. Своеобразие личности музыканта раскрывается в разносторонней деятельности, охватываю- щей, помимо композиции, исполнительство, теоретико-ис- следовательскую рефлексию, просветительство, педагоги- ку. Л. Акопян называет его «замечательным композитором» и «замечательным интерпретатором самой разной музыки», «одним из лучших пианистов в наше время на просторах всей России» 6 . По мнению М. Сегельмана, И. Соколов является вопло- щением «сразу нескольких невероятных контрастов», которые соединяются «в тонкий, разнообразный, причудливый клубок» 7 . Окончив Московскую консерваторию как композитор и пи- анист в 1983 г., И. Соколов продолжил обучение в аспирантуре консерватории на композиторском факультете. Его учите- лями были Н.Н. Сидельников (композиция), Л.Н. Наумов (фор- тепиано), Э.В. Денисов (инструментовка), И.А. Барсова (чте- ние симфонических партитур), К.К. Баташов (полифония, анализ), Ю.Н. Холопов (гармония, музыкально-теоретические системы). В 1987 г. И. Соколов становится членом Союза ком- позиторов России, в 1990 — Ассоциации Современной Музы- ки (АСМ-2). С 1994 г. музыкант работает как в России, так и в Германии, преподает в Московской консерватории (1988– 1994, 2005–по наст.вр.) 6 Радио Орфей. 12.09.2012. Встреча И. Тушенцевой и Л. Акопяна с И. Соколовым в рамках программы «Актуальная музыка». И. Соколов: «Музыка должна быть и будет очень разной». 7 Сегельман М. Ваша Светлость, Иван Глебович. PianoФорум. № 3, 2010. М. С. 32. 8 Перечислим некоторые из них. Сочинения для фортепиано: «Волокос» (1988), «13 пьес» (1988), «Книги на столе» (1989), «В небе» (1992), «О жизни» (1992), «О Кейдже» (1992), «Звуки, буквы, числа» (1992), «Рисуя в одиночестве» (1994), «Мысли о Рахманинове» (1992), «Вечерние птицы» (1999), «Летний пейзаж» (2000), «31 Прелюдия, Речитатив и Эпилог» (2012) и др.; для камерных ансамблей различного состава: «Сон Ата» для флейты и фортепиано (1988), «НепьYESа» для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных (1989), «О» для флейты и фортепиано (1990), «Прогулки втроем» для двух фортепиано и флейты (1991), «Вслушиваясь в смыслы» для флейты, виолончели, фортепиано и ударных (1992), «Ноктюрн»; Трио №1 для фортепиано, кларнета и виолончели (1996), «Разговоры», Трио №2 для фортепиано, кларнета и виолончели; Для говорящих музыкантов (1997), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (2000), Концерт для скрипки, цимбал и струнного оркестра «20‘00”» (2000), Соната для виолончели и фортепиано (2002), Соната для скрипки и фортепиано (2005), Соната для альта и фортепиано (2006) и др.; для ансамбля ударных инструментов: «С 10 по 30 сентября 1988 года» (1988), «Что наша игра? – Жизнь!..» (1990), «Игра без начала и конца» (1991), «Маленькая гармоническая космограмма» (1991), «Ка – 24 нонпрелюдии» (1995), «Марко-космос» I–III (1998), «Светлые и печальные мелодии» (2010), «В музее первобытного искусства» (2011) и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1