Памяти композитора Николая Сидельникова

141 ПОСЛЕДНИЙ ОПУС Композиторское наследие И. Соколова — результат многолетней плодотворной работы му- зыканта, обращающегося к основным, нередко диаметрально противоположным, тенденциям искусства ХХ столетия. Находясь в непрерывном диалоге с культурными достижениями ми- нувших эпох и современности, автор создал значительное количество сочинений в различных жанрах 8 . Эволюция композиторского творчества предстает в виде двух различных ступеней — до 2000-го года и после. Для первого периода характерны художественные поиски в области ин- струментального театра, криптофонии, минимализма, «общим знаменателем которых стал концептуалистский подход к методам и формам композиции» 9 . Второй этап представляет со- бой переход к так называемому «простому стилю» (И. Соколов). С 1996 г. музыкант находился в творческом поиске, что во многом было связано с активной исполнительской деятельностью — периодом активной работы над «Лабиринтами» Н. Сидель- никова, которые оказались для И. Соколова этапным произведением, перевернувшим его музы- кального сознание. Впервые сочинение прозвучало 28 апреля 1996 г. на фестивале «Альтернатива» в Московском доме композиторов в интерпретации И. Соколова, первого и на сегодняшний день единственного исполнителя этого масштабного опуса. Им создано две интерпретации — ис- полнительская и вербальная 10 . Постижение «Лабиринтов» Соколовым в качестве исследователя музыки отражалось во вступительных комментариях непосредственно перед исполнением, ко- торые, расширившись, превратились в статью «Заметки о “Лабиринтах” Н.Н. Сидельникова», первоначально опубликованную в 2011 году 11 . Соколов был не только знаком с творчеством Н. Сидельникова — он исполнял многие сочинения профессора, называя себя его «придворным пианистом». Заметки Соколова об учителе откры- ваются печальной констатацией, — «…Чем дальше идет время, тем больше боли в душе, что музыка Сидельникова не звучит, или звучит редко и не в полном объеме» 12 . Сегодняшний этап своего творчества Соколов характеризует как «трансформацию Сидель- никовского стиля и углубление в простоту» 13 . Подобно своему профессору, музыкант увлечен на- меками, аллюзиями, цитатами, отсылающими ко всей истории мировой художественной куль- туры, стремясь к совершенному «овладению ассоциативным языком» 14 . Следуя по пути своего учителя, Соколов занят поисками «естественности в самовыражении», полной свободы в расши- рении границ музыкальных стилей и средств выразительности. Соколов — автор более 150 романсов, хоров «Богородице Дево, радуйся» (1999), «Херувимская» (2002), вокального цикла «Далекая дорога» на стихи А. Платонова (1999), Реквиема на смерть пирожного «Мадлен» для голоса, органа и фортепиано на тексты Марселя Пруста (1997), сочинения для мужского хора «Маргит» (2007) на текст греческого автора времен Гомера, оперы «Криптофоника» — сценического произведения, в котором участвуют музыканты и ансамбль актеров (1995), сочинения для певцов, ансамбля ударных инструментов и фортепиано «Чудо любит пятки греть» на стихи А. Введенского (2000), и др. 9 Исакова С. Концептуальные опусы Ивана Соколова. Из наследия отечественных композиторов ХХ века. По материалам творческих собраний молодых исследователей. Выпуск второй. М. 2004. С.116. 10 Аудиозапись вступительного слова и исполнения сделана во время концерта, посвященного 75-летию Н.Н. Сидельникова, 25 июля 2005 г. в МГК им. П.И. Чайковского. 11 Соколов И. Заметки о Лабиринтах Н.Н. Сидельникова / Слово композитора: мысли о музыке // Сборник статей и материалов. Ред.-сост. Н.С. Гуляницкая. М., РАМ им. Гнесиных, 2011. С.180–225. 12 Соколов И. Заметки о Н.Н. Сидельникове: Одинокий лицедей. Рукопись. 13 Дубинец Е. Интервью с И.Соколовым «По-прежнему называю себя композитором»/Сборник интервью «Русские музыканты заграницей: прекрасная страна и жизнь здесь другая». Не опубликован. 14 Эти слова И.Г. Соколов адресует своему профессору в «Заметках о “Лабиринтах” Н.Н. Сидельникова».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1