Памяти композитора Николая Сидельникова

31 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА и Константина) фигурируют в списке кружка мандолинистов, ор- ганизованного при Политпросвете Губвоенкома еще в 1920 г. В 1930-е годы мандолины в оркестрах по большей части за- менялись домрами. В Неаполитанском оркестре при клубе «Тек- стильщик» сначала играли 15 человек, но уже через короткое время — 35. К концу 1930-х оркестр насчитывал 60 человек, его участниками были рабочие фабрики «Пролетарка». Приведу выдержку из воспоминаний слушательницы И.А. Ку- туевой, опубликованной в кн. «Верность» (Киев, 1999, с. 97-98). Отец мемуаристки Александр Михайлович Свистунов играл в Неа- политанском оркестре Калинина: «Мы всей семьей ходили на кон- церты оркестра, где играл папа, и очень гордились его испол- нением. У оркестра была униформа — шелковые апельсинового цвета рубашки, темные галстуки и черные брюки. Их оркестр звучал слаженно, точно передавая замысел композитора. Ино- гда раздавались робкие звуки, похожие на человеческий голос, который пел печальную задушевную мелодию, простую и очень нежную, а в других звуках чувствовалась радость […] Душа му- зыки господствовала тогда над всем залом. Лиризм мелодии, ее свобода и доверительность бывали так сильны, что забывалось все на свете, и только музыка в зале и душе звучала тогда. […] А у мамы на концерте капали слезы, когда папин оркестр ис- полнял мелодию “Реве та стогне Днiпр широкий”, это была песня ее родины — Украины». Обращает внимание одна деталь афиши: певица Л.А. Лисовская и виолончелист А.Н. Фелициант обозначены как солисты Калинин- ского областного театра оперы (!) Под этим громким названием имелся в виду Театр музыкальной комедии, открывшийся в 1935 г., и к 1936 г. успевший поставить несколько оперных спектаклей. Театр музкомедии был учрежден при Большом пролетарском те- атре. Уже в 1937 г. он был переименован в Ансамбль оперетты и в этом статусе существовал до 1947 г., а затем стал самодеятель- ным коллективом. Из письма ударников ситцевой фабрики «Пролетарка» от 14 августа 1934 г.: «Тов. Шенберг! Просим тебя ставить симфонические концерты только под управлением тов. Сидельникова, который умело и чутко ведет оркестр. Эти же вещи под управлением другого лица ничего не стоят. И оркестр тот же, да результаты другие. Только тогда получаешь полное понимание и удовольствие, когда управляет тов. Сидельников… За разговоры и смех предлагаем взимать штраф в размере 10 рублей. О введении такого порядка нужно отметить в печати. Мы уверены, что это сделать можно». Архивная папка Н.М. Сидельникова, хранящаяся в Тверском краеведческом музее (ТГОМ). Из газеты «Пролетарская правда» 1936 г. 26 августа «К итогам работы симфонического оркестра филармонии п/у В.В. Целиковского». В первый летний сезон (июль-август) оркестром в 50 чел. дано 40 симфонических концертов, исполнено около 200 музыкальных произведений 36 крупных русских, советских и зарубежных композиторов. Обслужено до 60 тыс. слушателей. В качестве солистов были привлечены мастера искусств союзного значения. 3 октября С 15-го октября в Калинине создается постоянный симфонический оркестр (50 чел.) при филармонии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1