Памяти композитора Николая Сидельникова

33 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА с участием как столичных, так и местных солистов. В их исполне- нии прозвучали 1-я симфония Бетховена и 5-я — Чайковского, увертюры к операм — «Кармен» Бизе, «Вильгельм Телль» Росси- ни, «Фра-Диаволо» Обера, «Франческа да Римини» Чайковского и его же «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. В марте 1933 г. в тверском кинотеатре «Вулкан», в связи с 50-летней датой кончины Р. Вагнера звучала его музыка в пере- рывах между сеансами. Исполнялись увертюры к операм «Риен- ци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские майстер- зингеры», вступление к опере «Лоэнгрин». Настоящего размаха симфонические концерты в Калинине до- стигли в 1934-35 гг., когда на летний сезон сюда пригласили му- зыкантов из оркестра Большого театра. На летней эстраде в город- ском саду, при огромной аудитории играл оркестр в 60 человек, среди которых было до 20 столичных музыкантов. Каждый кон- церт сопровождался вступительным словом музыковеда Ф. Шен- берга. В эти же годы в городе сформировалось ядро любителей классической музыки, которые ходили на каждый концерт и с не- терпением ожидали следующего. Сохранилась большая групповая фотография музыкантов симфонического оркестра, сделанная в 1935 г. Перечислим не- которых из них: скрипачи — В.А. Капелевич, Н.И. Маторин, Н.А. Андреев, Н. Деврикиян, К.И. Дмитриев, В.Некрасов (ини- циалы соответствуют указанным на фотографии). Все они, за ис- ключением Деврикияна и Некрасова были учениками Н.М. Си- дельникова. В оркестре играли три контрабасиста: Фролов, Шипилов и А.М. Андреев. Альтов было немного (всего трое), зато налицо большая группа виолончелистов: И.К. Мортенсен (концертмей- стер группы), А. Поляк, Б.В. Кюннер, Цыганков, Н.И. Михельсон и Б.А. Бейлин. Среди духовиков укажем музыкантов, фамилии которых встречаются в других афишах — И.А. Стрелков, С. Прейсман, С.И. и Л.И. Соловьевы. Главным дирижером и художественным руководителем оркестра обозначен Н.М. Сидельников, вторым дирижером — А.С. Луковников. Закономерным следствием описанных событий явилось учреж- дение филармонии в Калинине в 1936 г. Симфонический оркестр Сидельникова перешел работать под ее начало и существовал до 1941 г. Однако, после окончания войны, оркестр, несмотря на не- однократные попытки, так и не был восстановлен. Николай Михайлович Сидельников был широко образованным музыкантом. Помимо оркестра он руководил хоровыми коллекти- вами в городе, работал с певцами в филармонии и долгие годы яв- лялся ее художественным руководителем, сочинял музыку к спекта- клям в драмтеатре, занимался педагогической работой… В октябре-декабре 1941 г. Калинин находился в немецко-фа- шистской оккупации. Семья Сидельниковых успела эвакуировать- ся в Кашин. После освобождения Калинина советскими войсками Сидельниковы возвратились в город. На всю жизнь Коле Сидель- никову врезался в память случай, когда в суровый мороз военной зимы он видел ленинградского блокадника, замертво свалившегося на снег после того, как он вдоволь поел хлеба… КОЛЯ СИДЕЛЬНИКОВ В ГОДЫ УЧЕБЫ В КАЛИНИНСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1