Памяти композитора Николая Сидельникова

35 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА СТУДЕНТЫ И ПЕДАГОГИ КАЛИНИНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА Первый ряд. Слева направо: Галина Клушина (Васильева), Николай Пименович Ишиев (директор училища), Елена Николаевна Носкова (фортепианный педагог), Ростислав Сергеевич Таубе (завуч и преподаватель музыкально- теоретических дисциплин), Ольга Михайловна Бродская (фортепианный педагог), Ольга Ярыгина, Нина Сарагожская, Татьяна Дорофанова. Второй ряд. Слева направо: Наталья Порадовская, Ирина Кадникова, Сидорова; Римма Кулешова; Валентина Огаркова; Николай Сидельников; Елена Иванова, Нина Грачева, Галина Шионок. 1949 все сохранили верность выбранной специальности и состоялись как фортепианные педагоги и концертмейстеры. Примечательно, что Николай Сидельников был единственным юношей на всем, не очень многочисленном фортепианном отделении, что можно объяснить недавно отгремевшей войной. С некоторыми из своих однокурсниц Николай Сидельников поддерживал дружеские отношения на про- тяжении многих лет, например, с Татьяной Дорофановой и Ни- ной Сарагожской. С Еленой Ивановой (впоследствии Богатовой) Николай Сидельников неоднократно встречался, когда та приез- жала в Москву. Пианист и композитор Иван Соколов вспоминает, что его учи- тель Н.Н. Сидельников неоднократно говорил о том, как много ему приходилось заниматься дома игрой на фортепиано. Кроме того, по поручениям отца приходилось переписывать огромное количество нот в разных ключах 4 . Возможно, это были оркестро- вые партии, необходимые Н.М. Сидельникову-дирижеру. В небольшой части нотно-музыкальной коллекции Сидель- никова-отца, приобретенной Тверской областной библиотекой имени Горького (ТОУНБ), сохранилось множество нотных партий для отдельных музыкальных инструментов, переписан- ных аккуратным почерком Сидельникова-сына. Эта обязанность Коли Сидельникова со временем превратилась в привычку; его рукописные авторские партитуры и сейчас впечатляют внутрен- ним порядком и ясностью оформления. Более того, композитор Николай Сидельников обладал выраженным талантом художни- ка-графика. Некоторые свои партитуры, например, титульные листы отдельных частей он снабжал рисунками-символами, как бы вбирающими в себя основную музыкальную идею произве- дения 5 . Калининское музыкальное училище Николай окончил за три года вместо четырех, получив диплом с отличием. Затем посту- пил на 4-й курс музыкального училища при Московской консер- ватории, в класс сочинения Е.О. Месснера. В годы учебы в кон- серватории он часто приезжал в Калинин, но после смерти отца 4 Соколов И. За маской иронии и бравады он скрывал свое трагическое лицо // Музыкальная академия. 2001. № 1. С.114. 5 См. рисунки Н.Н. Сидельникова к частям его партитуры «Романсеро о любви и смерти», опубликованные Т.И. Эсауловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1