Памяти композитора Николая Сидельникова

37 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА старинные нотные издания в букинистических магазинах Москвы. Что и говорить, коллекционером он был страстным! Когда в доме затеяли делать капитальный ремонт и семью Сидельниковых переселили во временное жилье, Николай Михайлович обратился к городским властям с просьбой выделить под библиотеку от- дельную комнату или помещение. В самом деле, огромные стеллажи с нотами стояли не только вдоль, но и поперек комнат их небольшой квартиры, так что приходилось осторожно пробираться сквозь них, стремясь попасть в нужную точку. В будущем Сидельников-старший обещал подарить библиотеку городу. Однако, ему в жесткой форме было отказано: «Людям жить негде, а Вы о нотах хлопочете!» — за- явили ему в калининских верхах. Для Николая Михайловича это стало настоящим ударом — дело было не столько в самой библиотеке, сколько в отношении к нему самому, всю жизнь трудившемуся во благо и процветание музыкальной жизни в городе. Категоричный отказ словно перечеркнул все бескорыст- ные инициативы его прежней деятельности, поставил под сомнение смысл собственной жизни. Вскоре последовала его кончина. После смерти Н.М. Сидельникова в 1960 г. жена Мария Алексеевна решила продать библиотеку — семья испытывала материальные трудности. По словам внучки, бóльшая часть нотной коллекции, среди которой находилось много дирижерских партитур, была продана в Тбилиси — то ли в консерваторию, то ли в оперный театр. По некоторым данным, библиотека «уехала в Баку», однако, более или менее уверенного подтверждения этому так и не нашлось. Поскольку Николай Михайлович обязательно по- мечал свои ноты экслибрисом с надписью «Дирижёр Н.М. Сидельников», их легко можно было найти, однако, «кавказская часть» его собрания так и не была обнаружена. Следующая продажа части библиотеки, касавшаяся в основном книг о музыке, была сделана через несколько лет после смерти старшего сына Михаила в 1966 г., когда семья тоже столкнулась с матери- альной нуждой: в 1972 г. ушла из жизни М.А. Сидельникова, младший сын Николай жил в Москве. Эта часть библиотеки распределялась внутри Калинина, среди музыкантов города. Ноты на память ученики Михаила Николаевича и его близкие друзья могли взять бесплатно. Наконец, в 1994 г. довольно значительную часть нот и книг приобрела Тверская областная библио- тека имени Горького в лице заведующей нотно-музыкальным отделом О.А. Архиповой. Было сделано несколько покупок и составлен реестр приобретенного. По нему можно отчасти представить, какими сокровищами обладал владелец библиотеки. В списке обращают внимание раритетные издания реквиемов Моцарта и Берлиоза; «Торжественной мессы» и увертюр Бетховена; подборка баховских сонат, фантазий и каприччио для клавира, «Ис- кусство фуги» и редкая редакция Гермера «Хорошо темперированного клавира» Баха, партитуры его мотетов и партит; фортепианный альбом «Годы странствий» Листа. Среди хоровых партитур значатся мессы Марчелло, Моцарта и Генделя, «Stabat mater» Россини и Перголези, оратории Мендельсона «Илия», «Павел», его же музыка к трагедиям «Антигона» и «Эдип»; оратория Шумана «Рай и Пери»; «13 псалмов» Листа. Отечественная хоровая литература представлена хорами и кантатой Танеева «По прочтении псалма», кантатами Римского-Корсакова, Глазунова, Лядо- ва и Рахманинова, ораторией Шапорина «На поле Куликовом». Большую часть описи коллекции Сидельникова составляют сборники песен разных народностей. Брат Николая Михайловича, Виктор Сидельников жил в Москве и был известен как ученый-этнограф. Возможно, этим объясняется интерес к фольклору и самого Н.М. В его коллекции представлена рабо- та В.М. Сидельникова «Поэтика русской народной лирики» (1956). Среди изданий русских народных песен в коллекции Н.М. Сидельникова можно отметить собрания Львова-Прача, Лопатина и Прокунина, Д. Кашина, М. Пятницкого, А. Лядова, Н. Римского-Корса- кова, Н. Пальчикова; «Русские песни» тверского музыканта Ф. Лашека, сборник украинских песен для хора М. Лысенко. Особую ценность представляет раритетное издание 1-й части «Описания русской крестьянской свадьбы» О.Х. Агреневой-Славянской. Область хоровой духовной музыки представлена в коллекции изданиями «Литургии» (клавир и партитура) А. Гречанинова и его же «Страстной седмицы»; сборником «Русские церковные распевы в обр. М. Компанейского», «Литургии св. Иоанна Златоуста» П. Крылова, собраниями духовных со- чинений Римского-Корсакова и Бортнянского. Интерес представляет издание 1895 г. под названием «Регентские таблицы задавания тонов» (сост. В. Орлов), а также «Гармонизация древлерусского цер- ковного пения» Д. Алеманова (1898).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1