Памяти композитора Николая Сидельникова
60 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА 1 КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ Н.Н. Сидельников — автор шести симфоний, двух ораторий, ба- лета, трех опер, вокально-хоровых произведений, камерно-инстру- ментальных сочинений, музыки более чем к 70 фильмам и радио- постановкам. В эволюционном пути своего становления он отразил сущностные вехи художественного творчества второй половины ХХ века, сохранив при этом постоянную приверженность русским традициям. Его музыка поднимает проблемы высоконравственно- го содержания, апеллирует к истинной духовности; искрометный юмор, беспредельная изобретательность, глубочайшая лиричность, окрасившая его поздние сочинения — все это составляет яркий и индивидуальный стилистический пласт русской музыки второй половины ХХ века. Каждый из его сверстников — А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Р. Щедрин, Р. Леденев, С. Слонимский — прочно заняли каждый свою «нишу» в многофигурном пространстве ком- позиторов второй половины ХХ века. Сегодня можно с полным правом внести в этот ряд и имя Н. Сидельникова, причислить его к классикам отечественной музыки. В статье пойдет речь о произведениях 60-х – начала 70-х годов, определивших как истоки стиля композитора, так и признаки его зрелости. Яркий представитель московской композиторской школы, участник непростого, противоречивого художественного процесса второй половины ХХ века, Сидельников впитал разные нововея- ния, возникавшие на пути композиторов того поколения, которое начало творческий путь в 50-е годы. Исконно присущим его нату- ре свойством стала русскость , определившая компоненты творче- ства, стиль музыки в целом на протяжении всего творческого пути. Музыка Н. Сидельникова привлекает свежей, узнаваемой интона- ционностью, нетрафаретной драматургией, стремлением к подчер- кнутой оригинальности замысла и его убедительной художественной реализацией. У него всегда была своя тема в искусстве, ее компози- тор развивал и обогащал в каждом новом сочинении; эта тема вы- росла на почве русской музыки и литературы, живописи и поэзии, шире — мировой культуры. Композитора всегда, даже в молодые годы отличала широчайшая эрудиция, удивлявшая его друзей и кол- лег: «<…>наслушаться его было невозможно. Я думал и удивлялся. Откуда все знает…? Библия, Дхаммапада, Зороастр, Будда<…>» 2 . В произведениях Н. Сидельникова всегда ощущается харак- терное, устойчивое свойство — тяготение к зримой, предельно конкретной образности , выраженное через оригинальную про- граммность , которую композитор считал чрезвычайно важной — он говорил, любая музыка всегда программна; если же она «пояс- нена» автором, то это еще более способствует точности воспри- ятия замысла. Отсюда же и его внимание к слову, к вокальным 1 Григорьева Галина Владимировн а — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Автор известной монографии о Н.Н. Сидельникове (М., 1986), расширенный вариант которой недавно вышел в свет (М., 2014). Имеет ряд других публикаций, как о музыке Н. Сидельникова, так и о творчестве Э. Денисова, А. Шнитке и других отечественных композиторов (монография “Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. М.,1989; учебное пособие “Музыка ХХ века. От авангарда к постмодерну — в соавторстве с М. Высоцкой, М.,2011). 2 В схватке с Минотавром. Из писем Н.Н. Сидельникова к Г.С. Хаймовскому // Музыкальная академия. 2010. № 1. С. 91.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1