Памяти композитора Николая Сидельникова

61 В НАЧАЛЕ ПУТИ жанрам , особенно развитым в музыке 70-х годов; по тойже причи- не композитор активно работал в области синтетическихжанров— две из его симфоний, созданных в 60-е годы, включают хор, со- листов, чтеца и несут на себе сильный отпечаток ораториальности. Такова же и симфония для баса и камерного оркестра на стихи М.Ю. Лермонтова в 10 частях «Мятежный мир поэта». Особую область в творчестве Н. Сидельникова составляют во- кально-хоровые произведения, необычные по жанру — такова кантата «Сокровенны разговоры», а также цикл из 13 пьес для двух сопрано, драматического тенора и фортепиано на стихи В. Хлебникова «В стране осок и незабудок» и «Романсеро о любви и смерти» — цикл лирических поэм для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, электрогитары и ударных инструментов на стихи Ф. Гарсиа Лорки; две тетради «Сычуаньских элегий» для хора на стихи Ду Фу. Эти произведе- ния, созданные уже в 70-е – начале 80-х годов и отразившие все более стойкий интерес композитора к вокально-хоровой сфере, составили уникальный пласт в развитии современной русской хоровой музыки. Крупная, концептуально значительная работа Н. Сидельнико- ва — сатирическая дилогия (опера-микста) по мотивам рассказа- очерка Н. Лескова «Чертогон», к которой естественным образом стянулись нити от предыдущих опусов — жанр синтетический, по мысли автора, высший в иерархии музыкальных жанров, немысли- мый без симфонизма, подлинного реализма в раскрытии характе- ров, обрисовке ситуаций. В опере, как полагал Н. Сидельников, наиболее широки и благодатны возможности для стилистических контрастов, взаимодействий, напластований. В 1980–1990-е годы этот опыт продолжился в опере «Бег» по пьесе М. Булгакова и в фортепианном романе-симфонии на сюжет античных мифов «Лабиринты». Из программности вытекает важнейшее свойство, касающееся драматургии : она несет четкий отпечаток картинности, сю- жетности, «сценического» разворота музыкальных событий. Театральность мышления композитора подчеркнута, она про- является в разных плоскостях — персонификации тематических характеристик-«масок», их контрастных столкновениях; черты жанровой характеристичности присущи большинству инстру- ментальных и вокальных тем композитора. Это свойство тем более важно, что собственно сценических произведений у Сидельникова сравнительно мало — напомним о балете «Степан Разин», создан- ном в середине 70-х годов, об операх «Чертогон» и «Бег». «Сюжетность», присущая произведениям Сидельникова, отра- жается в типе музыкальных форм — его симфонические структуры тяготеют к сюитности , ибо основаны на замкнутых, программно обусловленных в своей законченности, разделах. Вокально-инструментальные сочинения композитора отража- ют ту же особенность — многочастная цикличность лежит в осно- ве «Романсеро о любви и смерти», а также дилогии на стихи Ду Фу и «Мятежного мира поэта». Последнее произведение, созданное на грани 60–70-х годов, через несколько лет пополнилось своео- бразным продолжением — ораторией-реквиемом «Смерть поэта» на стихи М.Ю. Лермонтова, крупной сценической композицией. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СИДЕЛЬНИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1