Памяти композитора Николая Сидельникова

62 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ Цикличностью отмечена и опера «Чертогон», рассчитанная на исполнение два дня подряд (оперы «Загул» и «Похмелье»). Эти композиции говорят и о другом отличительном свойстве его музыки: она всегда тяготеет к масштабности . «Глыбистость, мощные пласты рождают ассоциации с крупными пространствен- ными формами архитектуры или заставляют вспомнить о мощи скульптуры, <…> “вздымаются” над популярными сейчас тенден- циями к камерности, к предельной конденсации средств, сжатию времени и пространства» 3 . Национальный элемент у Сидельникова внешне выражен как будто бы не слишком очевидно: композитор не стремится к вос- произведению русских народных мелодий, считая их ценностью, к которой должно быть особое, предельно бережное отношение; примеры их цитирования в его музыке единичны. Для композито- ра важен сам дух русской музыки , ее внутренний интонационно- содержательный смысл. По его словам, коренные, глубоко почвен- ные связи с национальной культурой более важны, чем воссоздание ее жанрово-семантической системы путем подчеркнутого сходства или цитирования. Наиболее органичной и естественной для Си- дельникова оказалась традиция Стравинского с его глубоко со- временным ощущением исконных свойств русского мелоса, с его ладоритмической остротой и интонационной терпкостью. «Имен- но Стравинский научил меня относиться к фольклору из глубины, изнутри», — говорил композитор. В этом отношении творчество Сидельникова близко соприкасается с «новой фольклорной вол- ной» — одним из ярких стилевых направлений русской музыки 60–70-х годов. В письмах к Г. Хаймовскому композитор написал: «Что же касается НАЦИОНАЛЬНОГО (шрифт здесь и далее Н.С. — Г.Г.) в общепринятом смысле слова, то я его признаю <…> только через личность. <…> В себе я воспринимаю русское лишь как только ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, в плане Достоевских категорий» 4 . «Русское» у Сидельникова проявляется в опоре на типичные ладоинтонационные обороты в их вариантно-вариационном типе развития . Последняя особенность — важнейшая в творче- ском методе композитора — именно в ней в наибольшей степени проявляется исконно национальное. Вариационность, применя- емая в разнообразных — особенно часто в виде «глинкинских вариаций» — формах, служит ярким, органичным средством во- площения тех свойств, которые вытекают из картинности, «сю- жетности», эпических признаков драматургии. Синтезированный с различными формами вариационности му- зыки XX века (например, бытующими в сфере джаза), этот метод дает в его произведениях интересные и своеобразные художествен- ные результаты. Специфичны для композитора и контуры тематизма — тяга к попевке определяет его краткость, броскость, рельефность. Именно в этом качестве тематизма заключены такие свойства, как характеристичность, «жестовость» , отмеченные ранее. Харак- терен для его техники и прием длительных остинато , особенно там, где используется характерная джазовая синкопированность. Важное значение в музыке композитора приобрел лейтмо- тив-трихорд , уже в ранних «русских» опусах обозначивший приверженность к фольклорной стилистике. В сложном пути 3 Леденев Р. Знамя правды красное// Советская музыка. 1967. №4. С. 6. 4 В схватке с Минотавром. С.94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1