Памяти композитора Николая Сидельникова

63 В НАЧАЛЕ ПУТИ стилистического продвижения трихорд постепенно приобрел значение «маски автора», в поздних опусах ставший его своео- бразной «визитной карточкой» (мотив-монограмма H D E) 5 . Ладогармоническое мышление Сидельникова достаточно слож- но и не поддается какой-либо однозначной характеристике, по- добно большинству звуковысотных систем второй половины XX столетия. Национальное в основе, вытекающее из типических особенностей русского фольклора, оно объединяет в разных фор- мах разные типы звуковысотных закономерностей современной музыки («смешанная техника»). Сидельников использует разные типы звуковысотного «смеше- ния»; в большинстве случаев он мыслит, исходя из тональности, вкрапления внетональности в его музыке эпизодичны, они всег- да обусловлены «сюжетно», «программно» оправданы введением ярко контрастной образности, требующей именно данных вырази- тельных средств. «Смешанность», организующая звуковысотность, раскрывается и на иных уровнях — в соотношении образных, жанровых, драма- тургических, фактурных и иных аспектов. Особое значение при- обретает взаимодействие интонационно-стилистических пластов, именно в нем отражается принципиально новый способ образного развития и формообразования. Композитор интересно, творчески осуществляет выбор разных, порой полярных технико-стилевых приемов, исходя из той практики, которая отразила эволюцию ху- дожественных закономерностей музыки второй половины ХХ века и осуществилась в практике полистилистики. Сидельников впитал разные традиции — «полюса стилевого притяжения» в формировании его стиля скрещивались сложно, порой противоречиво. Яркий и заметный, «суммарный полюс» та- кого рода — творчество русских композиторов прошлого века — Глинки, Лядова, Бородина, а из советских—Прокофьева. Именно с музыкой названных авторов связаны перечисленные ранее основ- ные качества его стиля — картинность, «сюжетность», склонность к эпичности. Позже в орбиту «полюсов» вошли Чайковский, Рах- манинов, Скрябин. Сидельников последовательно отдал дань классическим основам в ранние годы своего творческого пути, позже — радикальным но- вациям и полистилистике. В поздних сочинениях можно говорить о принципах постмодернистской эстетики. В. Мартынов называет его «Лабиринты» «мощнейшим постмодернистским произведени- ем» 6 , а И. Юсупова считает Н. Сидельникова «отцом отечествен- ного постмодернизма» 7 . И. Соколов так характеризует творческий путь композитора: «В сложных условиях того времени Н.Н. пол- ностью усвоил и повторил весь путь развития мирового искусства, часто даже предугадывая развитие культурно-исторического про- цесса» 8 . Неслучайно высказывания принадлежат ученикам Сидель- никова, эти оценки звучат сегодня уже с дистанции времени и, ду- мается, они точно отражают значимость творческих свершений их Учителя. Оратория «Поднявший меч» — сочинение, созданное в кон- серваторские годы (1957; три части оратории послужили ее автору дипломной работой, оно было переработано во второй редакции в 1961 году). Значение оратории для дальнейшей эволюции стиля 5 Эсаулова Т . Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова. М., 2007. С. 145. 6 Мартынов В. Учитель жизни // Музыкальная академия. 2001. №1. С.112. 7 Юсупова И . Он работал до последнего вздоха // Музыкальная академия. 2001. №1. С.116. 8 Соколов И . За маской иронии и бравады он скрывал свое трагическое лицо // Музыкальная академия. 2010. №1. С.114.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1