Памяти композитора Николая Сидельникова

64 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ композитора огромно, она сфокусировала многие сущностные стороны его музыкального мышления, несмотря на то, что явилась, по сути, студенческой работой. Либретто оратории Сидельников написал сам по мотивам летописей XII–XVI веков, сохранив сти- листику древнерусского языка. В основе лежит сюжет из истории Руси, связанный с междоусобными войнами — Смутным временем, наступившим после кончины князя Владимира; Святополк, киевский правитель, убивший князей Бориса и Глеба, насаждает на Руси смуту и жестокость. Битва дружины Ярослава со Святополком, месть за убитых братьев, победа Ярослава — таково содержание оратории. Героическая тема, эпический разворот событий, гражданственный пафос — характерные черты ее об- разно-драматургического содержания. В оратории отчетливы множественные связи с традициями — русской эпической оперой, совет- ским кантатно-ораториальным жанром 40–50-х годов. Однако автор избежал «трафаретных» герои- ко-патриотических сюжетов, и актуальную в те годы тему борьбы за мир решил в собственном ключе: собственная работа с текстами древнерусских летописей, их музыкальное воплощение смело раздвину- ли рамки тогдашнего академического музыкального мышления. Одно из примечательных достоинств оратории — ее внутреннее единство, вырастающее уже в этом раннем произведении в подлинную симфоничность целого. В оратории три лейттемы, составляющие основу тематического единства. Они имеют общий об- разный оттенок, воспроизводя атмосферу эпохи с ее грозным и суровым, исполненным драматизма, характером. Особенно важна первая тема, она вводит в обстановку действия; полная тревожных пред- чувствий, отголосков набатных ударов, она пронизывает далее все части в различных формах остинат- ного движения, становясь то поступью военной дружины, то горестным похоронным шагом. «Поднявший меч», I часть, 1-я лейттема

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1