Памяти композитора Николая Сидельникова

65 В НАЧАЛЕ ПУТИ В тематизме оратории особенно важна диатоническая трихордная попевка d-f-g, впервые звучащая в музыке композитора и предвосхищающая лейттему будущих «Русских сказок». Она же появится поз- же в виде лейтмотива в балете «Степан Разин», во многих других его произведениях вплоть до послед- ней симфонии композитора и станет ярким воплощением его русскости. Специфика интонационности уже в этом раннем произведении сложна и многопланова — на- циональная окрашенность музыки несомненна, наиболее заметна она в партии хора — в рассредото- ченных интонациях плача, молитвенного распева, эпически-сказительных интонациях, а также тех, которые связаны со сферой русской классической оперы. Здесь Сидельников предвосхитил начало неофольклорной волны, вскоре окрасившей сочинения многих молодых композиторов — Щедрина, Слонимского, Гаврилина, Кикты и других. В оратории можно встретить яркий прием полиладовости (начало «Хоровой сцены», где приведенная ранее трихордная попевка звучит в сопоставлении G-fis). Симфонический пласт музыки зиждется на очевидных связях со стилистикой Стравинского. Сидель- ников находит для этого необходимый и естественный «общий знаменатель» интонационности — им и является сквозное симфоническое развитие лейтмотивов, распространяющееся также на хоровую партию. Прозаический текст, изобилующий повторами слов, фраз, особой лексикой, движет развити- ем хоровой партии, поэтому столь развиты в партии оркестра остинатные формы, в которых сосредо- точены проведения лейтмотивов с их активной образной трансформацией. Принцип «настойчивой остинатности» с ощутимым «налетом» джазовости станет в дальнейшем излюбленным фактурно- тематическим приемом композитора. «Плач Глеба о Борисе» — III часть оратории, ее замечательная по выразительной силе экспрессив- ная кульминация. Здесь вступает в свои права сфера плача, горестного причета, едва ли не впервые введенная в «стилистический обиход» неофольклоризма Сидельниковым. «Плач Глеба о Борисе», III часть * эта часть может быть исполнена лирическим тенором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1