Памяти композитора Николая Сидельникова

66 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ После оратории Сидельников довольно долгое время не об- ращался к произведениям хорового жанра. Лишь в 1967 году, к широко отмечаемой тогда знаменательной дате — 50-летию Ве- ликого Октября — композитор пишет Пять лирических поэм для смешанного хора a cappella на стихи поэтов-революционеров 9 . Здесь продолжена традиция отечественной музыки середины сто- летия — Десять хоровых поэм Д. Шостаковича представляют до- статочно близкий по времени создания аналог этого цикла (1951). Сидельников использует стихи тех же поэтов —Е. Тарасова (1882– 1944), А. Гмырева (1887–1911), а один из хоров — «Смолкли зал- пы запоздалые» — написан на текст, использованный и в цикле Шостаковича. Однако музыкальный язык хоров Сидельникова уже во многом принадлежит эпохе оттепели, в отличие от послесталин- ского времени, в котором — в ряду других произведений «офици- озного толка» — появился хоровой цикл Шостаковича. Поэмы Сидельникова составляют небольшой цикл лирико- драматического содержания; революционная тема звучит в тонах и печально- торжественных, и светлых, овеянных поэзией при- роды, и грозным призывом к борьбе — преобладает глубоко личностная, эмоциональная окраска в выборе и «прочтении» сти- хов. Три первых хора на стихи Е. Тарасова лиричны, выдержаны в скорбном духе. Открывающий цикл хор-реквием «Смолкли зал- пы запоздалые» содержит неброские, но типично сидельников- ские приемы: среди них — знакомый трихордный мотив, поме- щенный здесь в кульминационный плачевый распев полустроф. Звучащий после диссонантных гармоний зачина, он концентри- рует скорбь также и с помощью тонкого сонорного приема (хор подхватывает последнюю согласную текста и распевает ее с за- крытым ртом («мм…» — стон). Этот прием повторяется не только на протяжении всего хора, но и в последующих частях цикла. Четвертый хор «Я погибну» (стихи А. Гмырева) напоминает о трихордной попевке в распеве конца строфы (ремарка con passione, а также заключительные так- ты), повторяя прием первого хора. Сонорные отзвуки исчезают лишь в финале («Набат», стихи неизвестного автора); активный призыв к борьбе композитор воплощает мелодико-ритмически- ми средствами, напоминающими хор «Вставайте, люди русские» из оратории С. Прокофьева «Александр Невский». Контрапун- ктом к ней служит все та же трихордная попевка, приобретающая значение лейтмотива. Заметную часть раннего творчества композитора составила ка- мерная инструментальная музыка . Самые ранние фортепиан- ные сочинения Н. Сидельникова относятся к консерваторско- му периоду — времени, когда композитор был близок с семьей Г.Г. Нейгауза — ему посвящены две фуги для фортепиано. Н.Н. Сидельников с симпатией отзывался о своих первых опусах, полагая, что в накоплении зрелых черт стиля «все засчитывается», ничто не пропадает даром, даже если этим произведениям и не хва- тает еще мастерства, а молодому автору — истинной культуры. Две фуги для фортепиано (1954) уже содержат в интонаци- онном строе некоторые ростки будущей характерной интонаци- онности: здесь отчетлива связь классического контура императив- ной полифонической темы с мотивами в характере лирической 9 Стихи взяты из сборника «Революционная поэзия 1890–1917 гг.»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1