Памяти композитора Николая Сидельникова

69 В НАЧАЛЕ ПУТИ 25 детских пьес для фортепиано (1966) композитор назвал «Саввушкина флейта» . Цикл — своеобразный «микрокосмос» для фортепиано, в котором миниатюры имеют поэтичные образ- ные заголовки («Настенька будет балериной» 10 , «За околицей не- сутся поезда», «Облака и море»). Круг образов навеян трогатель- ной любовью к детям, их душевному миру, забавам, фантазиям. Яркая образность, характеристичность, программность оборачи- ваются стремлением приобщить ребенка на самой ранней ступени общения с музыкой к звучанию инструментов («Саввушкина флей- та», «Наш горнист играет зорю», «Хороводы»), к разнообразию и богатству ритма («Всадник», «За рекой поют частушки»), к фак- туре («Пастушок»). Главное, что привлекает в цикле — русская интонация, прослушивающаяся во всем: в жанровой природе пьес, развитии тематического материала, гармониях, ладовой окраске. Попевочность, характер наигрыша, тонкость и прихотливость ме- троритмических перебоев, варьирование в пределах кратких по- строений, сменяющих друг друга в квазиимпровизационном после- довании, достаточно развитые ладовые структуры, образующиеся из сложения по вертикали простейших звуковысотных комплек- сов, продолжают развитие стиля. Каждая пьеса — маленькая сцен- ка, ярко раскрашенный «лубок» со своими красками, колоритом, атмосферой; фортепиано трактовано оркестрально — здесь и пе- реборы гармошки, и пастушья флейта, и трубные фанфары. Спец- ифическое качество авторского стиля — метод работы с попевкой в технике метроритмического варьирования, близкой остинатным вариациям глинкинского типа. «Саввушкина флейта», Хороводы Написанный позже цикл 25 детских пьес для фортепиано (1971) называется не менее поэтично — «О чем пел зяблик» . Эти пьесы сложнее по образным и техническим задачам, но стилисти- чески они вырастают на сходной почве. Программность обуслов- ливает характеристический образный облик каждой пьесы («Бал молодых гусят», «Ночные шорохи леса»); заметная усложненность музыкального языка тонко, умело приобщает детей к самым новым выразительным средствам — здесь и красочные аккордовые пятна, выступающие в функции сонорных элементов, близких кластерам («Утонул в лесу закат», «Восходит солнышко»), и откровенная по- литональность в пьесе «Пастух гонит стадо» (Ges-С), и современ- ные приемы неожиданных фактурных смен («Весенняя песнь»). Иные пьесы подчеркнуто классичны, «методичны» — часть из них ставит цель выработки полифонических навыков, часть — вирту- озно-технических. Общее их свойство — яркая, почти зрелищная образность. Выдумка, яркое ощущение жанра детской пьесы, 10 Настя и Савва — старшие дети композитора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1