Памяти композитора Николая Сидельникова
7 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА и его первая жена Елена Никаноровна обладали хорошими голоса- ми, отец пел в хоре и был искусным резчиком по дереву. Хотя большая семья Сидельниковых испытывала материальные трудности, однако старшего сына учили в общеобразовательной школе и в скрипичном классе музыкальной школы с семи лет, и платили за это немалую сумму. Скрипку одаренному мальчику по- дарил дядя по отцу, поверив в его музыкальное будущее. Музы- кальный талант унаследовали и другие дети Сидельниковых, но учиться довелось только младшим и уже при советской власти. Сестры Н.М. Сидельникова Варвара Михайловна и Нина Михай- ловна учились музыке. Варвара Михайловна стала балериной, тан- цевала в Куйбышевском театре оперы и балета, Нина Михайловна пела в хоре и отлично играла на гитаре. Младший брат Виктор Михайлович стал профессором-фольклористом, изучал народ- ные песни, долгое время работал в Московском университете Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Сидельников как старший сын в большой семье рано начал помогать родителям, работая по найму с 1905 года, когда под- ростку было всего 14 лет. Видя способности сына к музыке, отец нашел средства и отправил юношу из Пензы в Москву со- вершенствоваться в Московских скрипичных классах профессо- ра А.И. Яншинова. Там Николай подготовился к поступлению в Музыкально-драматическое училище Московского филармони- ческого общества, лучшее в России музыкально-театральное учеб- ное заведение, которое он окончил в 1912 году по классу вокала и композиции, получив высшее образование. В советские годы на основе училища был организован Государственный институт театрального искусства (ныне РАТИС). Учиться Николаю было трудно. Семья не могла материально помогать ему. Чтобы выжить в Москве, Сидельникову прихо- дилось брать скрипку, играть и петь в московских ресторанах и кафе. Его первым учителем по вокалу был Лаврентий Дмитри- евич Донской (1858–1917), воспитанник прославленного педа- гога с мировым именем Камилло Эверарди (1825–1899), в про- шлом солист Большого театра и исполнитель главных теноровых партий в классических оперных спектаклях: Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Радамеса в «Аиде» Дж. Верди, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе и многих других. Н.М. Сидельников также обладал незаурядным лирико-дра- матическим тенором и в качестве дипломной работы подгото- вил вокальную партию Первого экзекутора в комической опере А. Рубинштейна «Попугай». После окончания училища Николай Сидельников стал работать в Союзе московских оркестрантов, в который вступил еще в 1909 году. «Революцией мобилизованный и призванный…» Когда Н.М. Сидельников попал в армию, антивоенные настроения были уже широко распространены в солдатской массе. В семей- ном архиве Сидельниковых сохранился любопытный документ от 16 декабря 1915 года (стиль документа сохранен полностью): НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ СИДЕЛЬНИКОВ. Отец композитора. 1950
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1