Памяти композитора Николая Сидельникова

70 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ мастерское владение арсеналом современных средств, ставят этот и более ранний циклы Сидельникова в ряд лучших произведений отечественного фортепианного репертуара для детей. В середине 60-х годов Сидельников написал небольшую пьесу в трехчастной форме — Сонату-элегию для альта соло (1965). Это экспрессивная музыка, навеянная лирикой элегического пла- на, близкой Чайковскому. Она обращена к классической тради- ции музыки для альта; инструмент трактован кантиленно, широко используются выразительные возможности тембра — меланхоли- чески-сдержанного, матового, печального. В сонате меньше ха- рактерных признаков стилистики композитора, «инструктивный» характер произведения оттесняет их на второй план 11 . «Детская тема», на русской почве которой вырос совершенно особый образный мир, в творчестве Сидельникова дала в дальней- шем интересные художественные результаты. В 1968 году компо- зитор создает подлинный щедевр — «Русские сказки», концерт для 12 солистов (1968). Позже, уже в середине 70-х годов он сочиняет Сонату для скрипки и фортепиано в трех настроениях под на- званием «Славянский триптих» (1974). По-сидельниковски изобретательны названия частей триптиха: «За горизонтом скрылось солнце берендеев», «В стране журав- лей», «Метель заметет все следы». Подчеркнутая программность обусловливает общий настрой произведения, несет в себе наивную, поэтическую сказочность, представленную в виде то архаических зовов (начальные мотивы глиссандо у скрипки), то изобразитель- ных пассажей в финале. Интонационная сущность тем-попевок относится к разным слоям стилевых напластований: если главная тема I-й части с ее трихордным строением восходит к древним пла- стам фольклора, то предваряющая ее вступительная фраза скрипки, поддержанная фортепиано, дань совсем другому времени — это хроматический ряд, из квартового строения которого рождается главная тема с ее попевочной основой. Развитие тематического материала течет по типично «сидель- никовскому» руслу — оно внешне почти статично, ибо содержит неброские, почти незаметные изменения: сдвиги на иную высоту при сохранении ритма (типичная для него остинатность ритмиче- ского рисунка с синкопой), тонкие вариантные прорастания в теме скрипки на фоне сопровождения. Образ зачарованного «Беренде- ева царства» предстает в картинном, словно зримо ощутимом виде; его неуловимо «современные» очертания рисует диссонантная гармония, в виде устоев предлагающая слуху цепь септим, кварто- вые гармонии, секундовые сцепления в аккордах. Ритмическая «из- юминка» (синкопа) — отголосок джазовой музыки: сам принцип остинато, произрастая на почве глинкинских вариаций, неожидан- ным образом ассимилируется с современным типом развития со- всем иного жанрово-стилевого слоя. Вторая часть сонаты развивает картинную повествовательность: «Страна журавлей» предстает как цепь тонких вариантных измене- ний простейшей попевки, изложенной одноголосно, развиваемой в сторону все большей красочности. «Модуляция» осуществляется плавным переходом от простейших фольклорных звукокомплек- сов к сфере тональной неопределенности; выразительный эффект, связанный с нагнетанием напряженности, усилен постепенным 11 Для альта соло написана и небольшая пьеса Сидельникова «Canto a cappella» — фантазия в старинном духе (1969), относящаяся к ряду методических работ композитора (рукопись, библиотека МГК им. П.И. Чайковского). Современная хроматическая гармония использована в типичных для старинной музыки общих формах движения (развертывание, секвенцирование и т.д.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1