Памяти композитора Николая Сидельникова

72 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ Стилевые поиски композитора были особенно активными в об- ласти симфонического жанра. Здесь Сидельников сразу заявил о себе как приверженец полистилистики. Уже в симфонии 1964 года, названной «Романтическая сим- фония-дивертисмент» показательны заголовки: «Дивертисмент» и «Времена суток». Цикл содержит четыре контрастные части, сле- дующие друг за другом вне каких-либо внутренних связей, кроме «кругооборота» в пределах суток — полудня, вечера, ночи и утра. Соответственно им части несут в себе определенный «временной» музыкально-стилевой портрет — «Полуденный концерт в старин- ном духе» обращен к Вивальди, «Вечерний карнавал вальсов» — к Равелю, «Ноктюрн» — к Бергу, «Утренний балет метра и ритма» — к Стравинскому 12 . Сполна проявилось в симфонии стремление композитора к выдумке, оригинальности, даже к некоторому эпатажу, столь экс- травагантными кажутся названия частей, драматургия целого, его контрасты. Здесь еще много молодой несдержанности, стремления к необычному, желания поразить непохожестью ни на кого. Если же вдуматься и вслушаться в музыкальный мир симфонии, то от- кроются незаметные, на первый взгляд, ростки будущего, через шутливо-дивертисментный характер музыки проглянут характер- ные черточки Сидельникова — автора по-настоящему глубоких произведений последующих лет. Через сложную систему ассоциативных связей композитор по- стигает опыт Стравинского, ведь сочинение музыки в духе какого- либо «маэстро» ввел в обиход музыкальной практики именно он: вспомним о «Пульчинелле», опере «Похождения повесы» и других опусах, давших музыке XX века массу произведений типа «вариа- ций на стиль». В «Романтической симфонии» впервые раскрылось стремление Сидельникова к синтезированию «разного» в форме, близкой стилизации, но освоенной с позиций масштабной сим- фонии. Она отражает в чередовании частей ход музыкальной истории — от ее начального этапа в сфере симфонического жанра (Вивальди) через дальнейшие эпохально-стилевые «сгустки» — Ра- вель, Берг и, наконец, Стравинский — завершает череду компози- торов, так непохожих друг на друга, но связанных фантазией автора в единый цикл. Интересно, что в ряду этих фигур нет композито- ров XIX века — стилевой скачок минует этап классической музыки, сразу после Вивальди погружая слушателя в томный мир равелев- ских вальсов, нервно утонченную экспрессию Берга, импульсивную ритмику Стравинского, современные джазовые звучания. «Стилевые адреса» выбраны композитором по принципу наи- большего контраста, однако именно это дает возможность реше- ния циклической драматургии с типичных для избранных эпох жанровых позиций. Третья симфония, написанная под впечатлением от «Диалек- тики природы» Ф. Энгельса, отделена от первой сравнительно небольшим промежутком времени (1968) 13 . Четырехчастная симфония программна — части, ярко и образно названные ав- тором, отражают размышление композитора о проблемах бытия, сущности живого на земле, его преклонение перед философской мыслью автора фундаментального философского труда. Снова перед нами замысел, более чем необычный: симфония с участием 12 Композитор так отозвался о симфонии после ее долгожданной премьеры в 1991 году: «Симфония- дивертисмент, то есть симфония, не претендующая ни на какие <…> глобальные страсти. Мне хотелось просто показать красоту этих культур, воссоздать образы великих музыкан- тов <…>; если и есть здесь признаки стилизации, то они скрываются в побочных элементах — штрихах, в ритмической стороне и т.д.» См: Последнее интервью Николая Сидельникова // Музыкальная академия. 2001. № 1. С.119. 13 Между первой и третьей симфониями была создана Драматическая симфония с хором на стихи поэтов-революционеров «Песнь о Красном знамени» (1967, рукопись утеряна). Третья симфония написана к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. 14 Состав оркестра тройной, с большой группой ударных. 15 Опус задумывался как фортепи- анный концерт для Г. Хаймовского, однако первоначальный замысел изменился и воплотился в жанре концерта для 12 солистов. Здесь же говорится, что это первое сочинение, принесшее его автору мировое признание после исполнения в Париже в 1971 году. «Русские сказки» стали самым часто исполняемым сочинением Н. Сидельникова. См. об этом: В схватке с Минотавром. С.92.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1