Памяти композитора Николая Сидельникова

73 В НАЧАЛЕ ПУТИ хора, органа, двух концертирующих фортепиано, написанная на прозаический текст («...вся природа движется в вечном потоке и круговороте. Начиная от мельчайших частиц и до величайших тел...»). Обращение к жанру оратории, вступающей с симфонией в сложные «отношения», отныне станет характерной чертой творчества Сидельникова. Оно естественным образом родилось из стремления к решению глобальных тем, отразило интерес к философским проблемам — ранняя оратория «Под- нявший меч» во многом определила эту линию его творчества. Симфония явилась смелым шагом на пути постижения закономерностей жанра, его сложных модификаций; молодой композитор сознательно стремится к углублению симфонической концепции, к воплощению темы, связанной с проблемами бытия, их философским осмыслением. «Альтернатива канону» (М. Арановский) как определяющий в 1960-е годы принцип поисков в симфоническом жанре здесь увела композитора в сферу смелого синтеза музыки и слова — в их «союзе» и заключен основной образно-выразитель- ный потенциал. Эта симфония совершенно не похожа на предыдущую, «Романтическую». Удельный вес ораториального начала здесь достаточно велик, ибо партия хора является главным выразителем образной философской идеи. При этом она — органическая часть целого, развертываю- щегося в связи с содержанием текста, но все время находящегося в сфере подлинно симфонического обобщения. Залог этого — в единстве тематического материала, разворачивающегося в связи с текстом на протяжении частей по лейтмотивному принципу, т.е. через варьирование, динамизацию, жанровую трансформацию тем. Симфония, таким образом, пронизана сквозной музыкальной идеей, методы раз- вития которой диктуются мыслью о вечном круговороте материи, беспрерывных ее преобразованиях, т. е. воистину философской концепцией. Если прибавить к этому черты концертирования, связанные с трактовкой инструментов — органа, двух фортепиано, то станет еще более очевидным сложный жанровый облик произведения 14 . В этом же 1968 году Сидельников пишет «Русские сказки» — концерт для 12 солистов (флейта, гобой, кларнет, фортепиано, струнные — по одной партии, и ударные инструменты). Сочинение по- священо детям композитора — Саввушке, Настеньке и Глашеньке 15 . После грандиозной Третьей симфонии — камерное произведение сюитного плана; вместо углу- бленной философской концепции — сказочные картины и персонажи, образы природы; и все это — в совершенно ином музыкальном «ключе». «Сказки» — наиболее «фольклорное» из симфонических сочинений композитора. Русскость стилистики проявилась тут в варианте, характерном для фронталь- ных радикальных устремлений отечественной музыки 1960-х годов, когда поиски интонационной но- визны были связаны не только с открытиями неизведанного в глубинах народной музыки; насущной задачей стало современное «слышание» фольклорной интонации в сонорном контексте (напомним о «Плачах» Э. Денисова 1966 г., где «сплавлены» додекафонный тематизм, скрытая в его недрах опора на попевку и ее сонорное преломление). Характерный для музыки тех лет инструментарий с обилием ударных, ярко выраженным концертирующим характером соло, Сидельников умело ставит на службу красочности, с одной стороны, а с другой — рельефной, истинно сказочной образности. Части концертной сюиты названы с выдумкой, поэтично, так, чтобы детям было интересно, чтобы возникала атмосфера волшебства («Леший с русалками хороводы водит», «Города волшебные в озерах отражаются, кинешь камень — нету города»). Вместе с тем, образный мир, продиктованный сказкой, отнюдь не ведет к упрощению музыкальных средств; напротив, здесь композитор мыслит в весьма широ- ких пределах — от попевочного варьирования до алеаторических приемов, от ладово-определенных до свободно-хроматических звуковысотных образований. Это ощущается с первых же тактов: «Там за хол- мами земля русская» — своеобразная эпическая заставка-картинка, в которой угадываются волшебные, далекие очертания привольных русских просторов. Фактура вступления прозрачна, она складывается из коротких «мазков»-мотивов, их отзвуков, звенящих переборов. Три мотива, звучащие у фортепиано, колокола и вибрафона, обрисовывают хроматический ряд, в котором прослушивается трихордная си- дельниковская попевка (c-es-f и e-g-a). Трихорд d-f-g (валторна) станет далее лейтмотивом целого. В каждой части композитор находит свои приемы звукописной изобразительности, прибегая к раз- нообразным типам глиссандо — на струнах фортепиано, в тембрах валторны, струнных. Наиболее общими становятся те, которые возникают в условиях разнообразных полифонических средств — эле- менты фактуры, представленные отдельными партиями концертирующих солистов, дополняют друг друга по принципу единовременного контраста и гетерофонии. Тянущиеся педали и движущийся на их фоне тематический элемент, то повторяемый остинатно («Высоко по небу журавли летят»),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1