Памяти композитора Николая Сидельникова

75 В НАЧАЛЕ ПУТИ Парадоксальным образом композитор соединяет признаки глин- кинских вариаций (остинатное повторение мелодии, особенно ха- рактерное при ее ясной фольклорной основе) с вариациями типа «буги-вуги» и другими джазовыми формами. Яркий пример — появление лейтмотивного трихорда d-f-g в пятой части («Ле- ший…») на фоне джазовой ритмики (ц.13). От этого столь «со- временными» становятся образы Лешего и Русалок, Пастушков (VII часть названа «Пастушки там песни старые играют, да на новый лад») и других «персонажей». Скрещивание разнородных стилистических единиц создает юмористический подтекст — ав- торская улыбка просвечивает и в обрисовке «жутких» образов не- чисти, словно извивающейся в современных ритмах, и в звучании нежных частушечных переборов — «страданиях» заключительной части — «Девки красные по ягоды ходят далеко... далеко...». В «Русских сказках», — говорил композитор, — я впервые по- ставил перед собой новую для себя задачу — добиться в смешении всех, порой диаметрально противоположных средств и техник сти- листического единства. Склад произведения, произрастающий на почве русских традиций (Глинки, Лядова, Римского-Корсакова), вобрал в себя также характерные приметы времени — сонорное начало, владение сферой хроматики в ее тонком сплаве с модаль- ностью, алеаторическими приемами. Сидельников использовал со- временные средства композиции на пути, который кажется наибо- лее далеким от них — детской образности — и достиг интересных и ярких художественных результатов. Разнообразные остинатные формы разностилистического толка использованы здесь воистину новаторски. Много позже ученик Н. Сидельникова В. Мартынов высказался так: «<…> сочинение 1968 года “Русские сказки” дало мне сильнейший толчок в сферу минимализма» 16 . Другой его уче- ник — К. Уманский, в свое время конспектировавший педагогиче- ские постулаты Учителя, называет среди них «магию повтора» — излюбленный сидельниковский прием длительных попевочных остинато 17 . Следующая симфония Сидельникова, названная «Мятежный мир поэта» (она посвящена памяти М. Ю. Лермонтова) — об- разец смешанного вокально-инструментального жанра. Симфония включает партию баритона-баса и ансамбль инструментов 18 . Соз- данная в 1969-1971 годах, она обозначила новый этап в станов- лении стиля Сидельникова; музыка композитора обретала тогда все более стойкий индивидуальный характер, несмотря на резкие жанровые повороты. Этот опус — первое обращение композитора к классической поэзии; вслед за Лермонтовым в его музыку войдут Ф. Гарсия Лорка, Ду Фу, В. Хлебников, позже — А. Блок. Мир поэзии Лермонтова Сидельников называет мятежным, от- разив в названии симфонии весь краткий путь поэта-гражданина, восставшего против жестокости, пороков и пошлости света, траги- чески погибшего в расцвете таланта. В этой симфонии автор использует иной, нежели в Третьей, вариант вокально-инструментального жанра: не признаки орато- риальности, но черты вокального цикла оказались внедренными в симфоническую концепцию «инородным» жанровым признаком. Впрочем, возможно, именно они определяют ее жанр. Так же, как и Третья симфония с хором, «Мятежный мир поэта» в музыке 60-х 16 Мартынов В. Учитель жизни // Музыкальная академия. 2001. № 1. С. 111. 17 Уманский К. Искусство создают личности // Музыкальная академия. 2001. № 1 .С.117. 18 Состав ансамбля — флейта, кларнет, труба, валторна, арфа, скрипка, альт, виолончель, контрабас.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1