Памяти композитора Николая Сидельникова

76 ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ СИДЕЛЬНИКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ годов вошла в целый ряд жанров смешанного типа (напомним о Четырнадцатой симфонии Шостако- вича, камерных симфониях Локшина и др.). «Мятежный мир поэта» состоит из 10 частей, контрастно сменяющих друг друга. Части — чет- вертая, седьмая и восьмая — инструментальны; остальные представляют собой различные жанровые варианты музыки с текстом — речитатив, ариозо, «песенка». «Русская мелодия», «Монолог», «Молит- ва» с инструментальным обобщением, «Светлая тропа» составляют первый раздел внутри симфонии, ее «экспозицию» 19 ; далее следует конфликтная «разработка» — ряд действенно-гротесковых частей («Война», «Возвращение», «Панихида вояке», «Вихри»). «Последний монолог» — реприза, возврат к философской лирике; кода-финал, названный «Полковая походная песенка», написан на текст сти- хотворения «Прощай, немытая Россия». Полистилистическая основа произведения отличается пре- дельной контрастностью; внутри нее — те элементы, которые использовались композитором ранее. Таков плач (напомним об оратории «Поднявший меч»), трихордная попевка, к этому времени уже ставшая его лейтинтонацией (в этой симфонии — «Русская мелодия»). Задействовалась ранее и джа- зовая интонационная сфера как средство характеристики «враждебных сил» (8-я, инструментальная часть симфонии «Вихри»). Новым стилистическим компонентом стал знаменный распев, на котором строится центральная, «психологическая» кульминация («Молитва»). Гротескные образы («Война», «Возвращение», «Панихида вояке») вызывают аллюзии с музыкой Шостаковича, чередой его полек и галопов. Особенно дерзок, почти вызывающ контраст, образующийся из сопоставления всей му- зыки симфонии с ее финальной частью: используя тривиальные обороты походного мар- ша, сопровождаемого напеваемой вполголоса песенкой, последний куплет которой, к тому же, солист насвистывает, композитор переводит образно-содержательный ряд в совершен- но неожиданный аспект: горькая ирония, предсмертные предчувствия поэта, написавше- го знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия» перед ссылкой на Кавказ, неза- долго до гибели, в контексте симфонии звучат гротескно, опрощенно и от этого, быть может, еще более трагично. Столь контрастная стилистика в качестве «замыкающей перемены» вы- звала разные суждения после исполнения симфонии; Р. Леденев, например, писал, что «не- ожиданно возникающий «второй план» дает гротескную зарисовку не столично-помпезной, а какой-то провинциальной России, углубляющую детали текста, но оставляющую в стороне ... главное настроение» 20 . Необычность финала в ряду некоторых других сочинений композитора («Романсеро», «Русских сказок») спустя много лет Вл. Мартынов оценил как «новую концепцию заключительных частей (выделено мной – Г.Г.) в крупных симфонических и хоровых произ- ведениях» 21 . «Мятежный мир поэта», «Прощай, немытая Россия» 19 Тропа — малая молитва Богородице по византийскому требнику. 20 Леденев Р. На авторском концерте Н. Сидельникова // Советская музыка.1975. № 10. С. 22. 21 Мартынов В. Учитель жизни // Музыкальная академия. 2001. № 1. С. 111.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1