Памяти композитора Николая Сидельникова

77 В НАЧАЛЕ ПУТИ В этом опусе во весь голос зазвучал молитвенный жанровый «пласт», в 60-е годы только еще «вы- ходивший из подполья». «Молитва» сопровождается ремаркой «В духе октоиха, дьяконским роспевом многолетия, постепенно усиливая, довести в конце до неистовства». «Стилизованная» монодия соли- ста чередуется с эксрессивными речитативными вставками, партия солирующего фортепиано постро- ена на аллюзиях со стилистикой Рахманинова с ее «перезвоном колоколов, как во время благовеста» (ремарка автора). К «Молитве» примыкает «Светлая тр о па», инструментальное послесловие завер- шающего раздела «Русской мелодии», в котором солист поет с закрытым ртом; печальная тема вновь и вновь повторяет трихордный лейтмотив, растворяя его в затихающих колокольных звучностях. «Мятежный мир поэта», 4 часть, «Светлая тропа» Значение вокально-инструментальной симфонии «Мятежный мир поэта» для последующего твор- чества Сидельникова чрезвычайно велико: оформился в целостную концепцию полистилистический тип мышления; его «авторская» стилистика в этом оригинальном программном замысле обрела отто- ченность, определенность выражения через удачный выбор темы, внутренне оказавшейся автору столь близкой, решенной в том интонационно-жанровом ключе, который определил неповторимый образ- ный мир этой симфонии . В завершение статьи — немного о «Лабиринтах», последнем опусе композитора. Финал этого гран- диозного цикла — обобщение всего творческого пути автора, и дело не только в том, что к нему подво- дит сюжетно- автобиографическая его основа 22 . Удивительным образом композитор «вспоминает» здесь страницы опусов, казалось бы, весьма далеких по времени создания. Похоронный марш на 5/4 — одна из двух главных тем финала — воспроизводит остинатную ритмику «шагов» баса, возникших в музыке композитора еще в его дипломном опусе — оратории «Поднявший меч»; финальная часть ее названа «Прощальная песнь», очевидно сходство как в драматургически сходной, «траурной» функции обоих финалов, так и в выразительных средствах. Ритмическая фигура аккордового пласта в точности воспро- изводит аналогичный мотив из финальной части другого произведения — оратории «Мятежный мир по- эта», в частях которой был запечатлен трагический жизненный путь Лермонтова. Строки стихотворения говорят о неизбежности смерти (напомним, часть называется «Последний монолог»). Вторая тема финала «Лабиринтов» — молитва; и здесь находим аналог в «Молитве» из лермонтов- ской оратории, этом первом обращении Сидельникова к церковному жанру — те же плотные аккор- довые «гроздья», интонации православного пения. Траурный характер финальной части («томительное и скорбное Funeral» 23 ) не обходится без ал- люзий с шопеновским образцом; она заметна в тональности b-moll, в мерной остинатности басовых ходов, в почти цитатных нисходящих мотивах во втором проведении темы марша. В них, к тому же, отчетлив ритм сарабанды. И тут — явственная связь с одним из прежних сочинений — ораторией-рек- виемом «Смерть поэта», где в политональном, гармонически искаженном звучании использована та же траурная тема Шопена. Примеры названы из тех сочинений, где тема смерти определяет смысл концепции; в «Лабиринтах» она стягивает все прежние выходы к ней в единый узел; композитор мыслит здесь на уровне высочай- шей трагедийности, «пропуская через себя», через свои откровения в этой сфере образности самые тяжкие переживания, практически стоя на пороге смерти. 22 См. об этом: В схватке с Минотавром. 23 В схватке с Минотавром. С. 97.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1