Памяти композитора Николая Сидельникова

80 ЛЮДМИЛА БАКШИ. МУЗЫКА, СПОСОБНАЯ ОБОГАТИТЬ НАС Неутихающие споры вокруг музыки Н. Сидельникова были не случайны. Они ею же провоцировались. Творчество композитора насквозь полемично. Оно развивалось своим путем в постоянном взаимодействии и диалоге с тем, что на каком-то отрезке времени многими осознавалось как некий эстетический эталон. В 60-е годы композитор отдал дань всеобщему увлечению новыми техниками композиции. Однако образ композитора- конструктора, эстетика звукотворчества ему оказались органи- чески чужды. И даже свое единственное произведение, напи- санное в чисто серийной технике, — концертную симфонию «Дуэли» — Н. Сидельников наделяет конкретной программой, театрализует, разделяя исполнителей на «дуэлянтов» и «секун- дантов». Народное, национальное в музыке композитора занимает важ- нейшее место. И хотя голос его здесь явно перекликается с го- лосами представителей «новой фольклорной волны», он никогда с ними не сливался. Впрочем, обо всех этих конкретных проблемах речь пойдет ниже… Творчество Н. Сидельникова не вписывается в прокрусто- во ложе определений: для традиционалистов он — слишком новатор, для новаторов — слишком традиционалист. В той привычной для 60-х годов расстановке творческих сил Н. Си- дельников едва ли не оказался «один — противу всех». Отсюда и те неожиданные «виражи», которые ошарашивали, вызывали недоумение. Ярче всего дух полемики ощущается в финалах его сочинений. Они поражают, порой даже шокируют своей кажущейся нарочи- тостью. В последней части вокальной симфонии «Мятежный мир поэта» звучит полуэстрадная «Полковая походная песенка». Ана- логичный прием использован и в более позднем сочинении — «Ро- мансеро о любви и смерти». Сам факт включения бытовой интонации в ткань крупного симфонического произведения в конце 60-х–70-е годы уже не вызывал бурных реакций. Полистилистика сделала привычным сочетание ранее несочетаемого. Подобного рода интонации по- являлись во многих сочинениях разных композиторов. Харак- тернейший пример — творчество А. Шнитке. Композитор охот- но пользуется расхожей бытовой интонацией в своих крупных сочинениях — Первой симфонии, Concerto grosso, «Истории доктора Фауста». И всегда эта интонация символизировала обы- денность, пошлость. А в драматической «Истории доктора Фау- ста» она несет и функции образа «зла». Дьявол, поющий танго, по общему признанию критиков, едва ли не сильнейшая находка в этом сочинении. У Н. Сидельникова осмысление бытовой интонации прямо про- тивоположно по тенденции, тем более что он обращается к ней в совершенно иных «эстетических условиях». В основу финала «Романсеро о любви и смерти» положено знаменитое «Memento», поэтическое завещание Лорки: АФИША КАМЕРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НЬЮ-ЙОРКСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ИЗВЕЩАЮЩАЯ О ПРЕМЬЕРЕ КОНЦЕРТНОЙ СИМФОНИИ «ДУЭЛИ» Н.Н. СИДЕЛЬНИКОВА 11 МАРТА 1990 ГОДА. Организатором концерта выступил художественный руководитель общества Григорий Хаймовский; дирижером – Роджер Мак-Хадин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1