Памяти композитора Николая Сидельникова

84 ЛЮДМИЛА БАКШИ. МУЗЫКА, СПОСОБНАЯ ОБОГАТИТЬ НАС А концовке этой строфы («…И слышится начало песни! — но напрасно! — никто конца ее не до- поет») соответствует «недопетая» мелодия в духе народной песни: Приемы звукоизобразительности, жанровой конкретизации не только иллюстрируют поэтический текст, но и насыщают ткань живой образностью. «Действие» стиха перемещается в инструментальную партию. Основной конфликт части выражен в инструментальном вступлении столкновением двух пла- нов, самостоятельность которых подчеркнута темпово, темброво и метроритмически. Жесткий ри- сунок малого барабана (Allegro, 6/4) ассоциируется с картинами жандармской России. Лирический лейтмотив поэта (solo кларнета, Andante, 4/4) решен в характере русских протяжных песен: Развитие конфликта — «подавление» лирической темы. В среднем разделе части это достигается кластерными средствами. В репризе очертания лирической темы изменяются под влиянием мотива плясовой. От развернутого мелодического построения остается одна никнущая ниспадающая попевка («никто конца ее не допоет»). В коде лирический образ окрашивается в траурные тона… Примеры такого рода можно найти во многих сочинениях композитора. Все характерные для про- граммной музыки выразительные средства — звукоизобразительность, жанровость, театральная драма- тургия в самых разных ее проявлениях (от персонификации отдельных тембров до непосредственного применения сценических форм) — в изобилии представлены в партитурах Н. Сидельникова. Думается, что программностью, конкретной понятийностью мышления можно объяснить и пара- доксальные жанровые симбиозы, присущие творчеству композитора. Пожалуй, самый показательный пример в этом плане — лермонтовская дилогия. Первый ее раздел, «Мятежный мир поэта», названный, как уже упоминалось, вокальной симфонией, представляет собой, в сущности, вокально-инструмен- тальный цикл для баритона и инструментального ансамбля, состоящий из одиннадцати завершенных частей. Вторая, оратория-реквием «Смерть поэта», напротив, монументальна и одночастна. Ее ис- полнительский состав — четыре солиста, чтец, два хора, большой симфонический оркестр и электро- орган. Ни в музыкальном плане, ни в формообразовании целого связи между ними нет — объединены они только обращением к творчеству одного поэта. Замысел дилогии скорее не строго музыкальный, но литературный. Тема — мир поэта во всей его сложности и противоречивости. Стремление во- плотить образ поэта-романтика, с одной стороны, и в то же время поэта-трибуна, с другой, повлекло за собой обращение, соответственно, к двум музыкальным жанрам — вокальному циклу и народно- хоровой сцене с чертами реквиема. Известно, что вокальный цикл, возникший в XIX столетии, стал тонким инструментом познания человеческой души. Задача Н. Сидельникова — раскрыть мир чувств

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1