Памяти композитора Николая Сидельникова

9 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА Н.М. СИДЕЛЬНИКОВ. 1917 4 Кац С . Дорогами памяти. М., 1978. С. 13. 5 Иванов А . Жизнь артиста. М., 1968. С. 30. ность. В первые годы советской власти он брался за любую работу, связанную с музыкой, совмещал службу в армии с преподаванием в музыкальной школе, руководил хором культпросвета «Пролетар- ка», заведовал музыкальной частью в клубе имени III Интернацио- нала, затем работал в драматическом театре, где был композитором и дирижером оркестра до 1948 года (за исключением нескольких месяцев оккупации Калинина в сентябре-декабре 1941 года). В морозном декабре 1919 года состоялось знакомство Н.М. Си- дельникова с никому не известным пареньком из деревни Старое Князево, пожелавшим спеть со сцены несколько произведений: арию Ленского из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского, арию Левко из «Майской ночи» Н.А. Римского-Корсакова, «Тройку» А. Булахова, романс Надира из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчу- га». Этот значительный вокальный репертуар поразил Сидельни- кова, который, заметив выдающиеся способности юноши, назвав- шего себя Сергеем Лемешевым, отправил его учиться вокалу в Москву, написав рекомендательное письмо. Став известным певцом, Лемешев неоднократно приезжал в Тверь к Сидельнико- ву «брать уроки пения». Путевку в жизнь Сидельников дал и молодому композитору Сигизмунду Кацу, детство и юность которого прошли в Твери. В своей книге Кац написал: «Он часто помогал мне в ранних ком- позиторских опытах, и я от него многому научился…<…> скри- пач, вокалист, пианист и дирижер — все совмещалось в одном лице, причем очень профессионально» 4 . С Н.М. Сидельниковым связаны и первые вокальные шаги на- шего земляка, талантливого певца Алексея Петровича Ивано- ва. В книге «Жизнь артиста» Иванов пишет: «Это знакомство помогло мне понять, как много еще надо учиться, чтобы стать настоящим певцом. Н.М. Сидельников был душой музыкальной жизни Твери» 5 . Первые выступления Иванова, будущего соли- ста Большого театра, состоялись в сопровождении оркестра под управлением Н. М. Сидельникова. Николай Михайлович любил педагогическую деятельность, был строгим и взыскательным учителем. Многие его ученики стали видными музыкальными деятелями: альтист и дирижер Ру- дольф Баршай, преподаватель Московской государственной кон- серватории Сергей Александрович Боярский, скрипачи оркестра Большого театра Николай Александрович Андреев и Николай Иванович Маторин, композитор Валентин Гусев, скрипачи Ни- колай Рогожин и Константин Дмитриев, Вениамин Копелевич, Михаил Зильберборд и многие другие. Демобилизовавшись из армии в 1922 году, Сидельников по- святил себя работе в театре, написав за несколько десятилетий му- зыку более чем к 50 спектаклям, и руководству симфоническим оркестром. В 1926 году Управление театрами Тверского губоно пригла- сило Сидельникова на должность оркестрового дирижера. В его обязанности входило «снабжать оркестр нотами, подбирать ре- пертуар, организовывать репетиции и просматривать кинокарти- ны с целью подбора соответствующей музыки». С этого времени вплоть до Великой Отечественной войны Сидельников трижды создавал в нашем городе симфонический

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1