Памяти композитора Николая Сидельникова

90 ЛЮДМИЛА БАКШИ. МУЗЫКА, СПОСОБНАЯ ОБОГАТИТЬ НАС Обращаясь к поэзии Лорки, композитор избрал не «местно- натуралистические» и не экспрессионистические стихи поэта, но такие, где ярко выражена мощная фольклорная природа. Не слу- чайно восемь из десяти стихотворений цикла взяты из сборника «Стихи о канте хондо». Показателен и выбор темы — любовь и смерть. Это — центральная тема и поэзии Лорки, и испанского фольклора. Сам Лорка писал: «Несутся ли… песни эти из сердца гор, или из апельсиновых рощ Севильи, или с чарующего побере- жья моря — в их основе одно и то же: Любовь и Смерть…» 8 . Традиционные для испанского фольклора образы — гитара, нож, свет, дождь, луна, — проходят, повторяясь, подобно лейтмо- тивам, через весь цикл композитора. Представление об испанском фольклоре у нас тесно связано с гитарой и сольным пением под ее аккомпанемент. И Н. Сидельни- ков вводит в исполнительский состав произведения гитару — «Ро- мансеро» создано, как известно, для хора с эпизодическим участи- ем электрогитары и ударных инструментов. А пятая часть, «Вздохи гитары», и кода десятой части, «Колокол», написаны для гитары solo. Здесь воспроизводятся черты, характерные для импровизаци- онной манеры народного музицирования (диференсиас). Естественно, что в сочинении, названном «Романсеро», не мог- ли не воплотиться и черты, свойственные жанру испанского ро- манса. Ведь этот жанр и зародился в Испании в XIV веке. Народ- ные певцы-сказители (хугляры) пели романсы под аккомпанемент виуэлы, позже гитары. Сборники таких романсов назывались «ро- мансеро». Но хоровая трактовка жанра Н. Сидельниковым крайне непривычна. Композитор виртуозно воспроизводит типичные его черты в многоголосной фактуре, имитируя и соответствующую структуру: звуковая ткань, как уже говорилось, делится на два пла- ста — мелодический и аккомпанирующий. Так, в первой части, «Шесть струн», партии сопрано противопоставлена партия тено- ров, альтов и басов — характерная гомофонная поддержка! Опора в гармонии на пустые квинтовые созвучия создает хоровой образ «большой гитары». В третьей части, «Ампаро» воспроизведен ги- тарный ход с популярным кварто-квинтовым «шагом» (басы). Такое решение — не просто оригинальная тембровая находка композитора. Оно носит концепционный характер. Если русский бытовой романс обычно исполнялся в салонах или на студенческих вечеринках, то испанский бурлил на площади, был адресован массе. И в свои лирические миниатюры Н. Сидельников вводит «голоса толпы»; тогда хор трактуется как комментатор происходящего. В первой части — это горестные стоны. Во второй, «Квартал Кор- довы», — вздохи «Ах… М… Ах…». В «Ампаро» — подхватывание сольных реплик хоровыми tutti. Так создается театрализованный образ романса, исполняемого на площади, среди огромного коли- чества людей. Так воплощается здесь с п о с о б б ы т о в а н и я ж а н ра. Разумеется, черты стиля народной музыки Н. Сидельников запе- чатлевает и в собственно интонационной среде. Не предпринимая здесь подробного анализа (тем более, что он уже проделан критика- ми),заметимлишь,чтовмелодикепесенно-романсовыхчастейвстре- чаются сочетания строгой диатоники с хроматическими ходами, об- разуемыми повышением и понижением ступеней лада (II, VI, VII). 8 Гарсиа Лорка Ф., Канте хондо. — В кн.: «Гарсия Лорка Федерико». Избр. произв. В 2-х томах. Т. 1. М., 1975. С. 414.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1