Памяти композитора Николая Сидельникова

92 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН 1 «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО Лирический комментарий 1 Бурштейн Александр Львович — заслуженный работник культуры РФ, фортепианный педагог-методист. Род. в Калинине, здесь же окончил музыкальное училище, затем Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве. Более 40 лет преподает в Калининском (ныне Тверском) музыкальном учили- ще (колледже) им. М.П. Мусоргкого и в Тверской детской школе искусств № 1. 2 Фрагменты переписки Н.Н. Сидельникова с Г.С. Хаймовским опубликованы в журнале «Музыкальная Академия». См.: Г. С. Хаймовский. В схватке с Минотавром / Музыкальная Академия. 2010. № 1. С. 91–101. 3 «Русские сказки». Концерт для 12 солистов-инструменталистов в 9 частях. М.: Советский композитор, 1974. 4 Сборник фортепианных пьес для детей «Савушкина флейта» переиздан издательством «Гид» и вышел в свет в 2015 году. Хочется объяснить воображаемому читателю, откуда взялось назва- ние жанра, несколько непривычное для слуха — «лирический ком- ментарий». Дело в том, что наш именитый земляк, замечательный композитор Николай Николаевич Сидельников существует в моей памяти как живой человек. Мы были хорошо знакомы. Помню годы, когда мы встречались и беседовали о музыке. Я хорошо знал его родителей, дружил с его любимым братом Михаилом Никола- евичем, рано ушедшим из жизни. Мне посчастливилось закончить Калининское музыкальное училище в классе удивительного педаго- га и пианиста Григория Самуиловича Хаймовского, близкого дру- га Н.Н. Сидельникова 2 . Хаймовский чрезвычайно тонко исполнял музыку Дебюсси и Мессиана, которую обожал. Эту свою страсть он передал Николаю Николаевичу. Г.С. был также первым испол- нителем раннего шедевра Сидельникова «Русские сказки» 3 . Сборник «Саввушкина флейта» был издан в 1970 г. С тех пор он ни разу не переиздавался 4 . В том же 1970 г. я навестил Н.Н. в Москве, в его квартире, и мы беседовали об этом сборнике. Мне показались парадоксальными слова Н.Н. о том, что когда он со- чинял эту музыку, образцом для него служили сонаты Доменико Скарлатти. Речь шла, конечно, о форме и своего рода педагогиче- ской направленности этих знаменитых сонат (сам Скарлатти, как известно, называл их упражнениями). Мне довелось быть первым, кто познакомил с «Саввушкиной флейтой» калининских музыкантов. Когда через много лет я воз- вратился к этим пьесам в связи с предстоящим юбилеем компо- зитора, то заново в них влюбился. Думается, они заслуживают того, чтобы стать классикой детского педагогического репертуара. Убежден, что так же, как «Детский альбом» П.И. Чайковского или «Детская музыка» С.С. Прокофьева входят в канон величайших достижений этих гениев, так и «Саввушкина флейта» Н.Н. Си- дельникова занимает место в числе самых замечательных его творе- ний. По своим художественным достоинствам сборник находится в том же ряду, что и вышеназванные классические образцы. В пьесах Сидельникова восхищает чистота и самобытность ком- позиторского стиля, уникальная композиторская техника. Возмо- жен особый разговор о совершенстве голосоведения, о красоте и свежести гармонического языка и так далее. Поразительна эко- номность художественных средств для создания яркого закончен- ного образа каждой миниатюры. Главное же в том, что это вдохновенная, живая музыка. Здесь нет ни одной случайной пьесы. Каждая в своем роде неповторима. Поэтому мое отношение к «Саввушкиной флейте» — глубоко лич- ное музыкальное переживание, что и предопределяет лирическую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1