Памяти композитора Николая Сидельникова

93 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО окраску этих заметок, а также порою их намеренную субъектив- ность. Быть может, читатель упрекнет меня в слишком частом упо- треблении восторженных эпитетов. Но что поделаешь, если музы- ка так хороша! № 1. САВВУШКИНА ФЛЕЙТА 5 Заглавная пьеса цикла, на мой взгляд, одна из самых прекрасных, ибо она загадочная, манящая в сказочный мир. Ее сложность для ребенка (и для учителя) — в необходимости освоения необычно- го музыкального языка. Внешних трудностей как будто почти нет: разве что прихотливый ритм и полиритмические сочетания между альтом и сопрано во 2-м и аналогичных тактах. Думаю, не стоит материализовать эту музыку выдумыванием сю- жетов. И без того ясно, что флейта у Саввушки волшебная (как у Моцарта: ведь каждый ребенок потенциальный Моцарт!), она рассказывает сказку. Лучше попытаться пройти по «неведомым до- рожкам» этой звучащей сказки. Начнем с формы. 16-тактовую пьесу можно трактовать как ми- ниатюрные вариации: тема – три такта, 1-я вариация – три такта, 2-я – четыре такта, 3-я – шесть тактов. Впрочем, последние два такта можно представить себе как крошечную, но важную в смыс- ловом отношении кодетту. Рассмотрим тему. Она начинается тоническим звуком g первой октавы, протяжным и тихим (авторский нюанс piano): попутно за- мечу, что для выстраивания формы крайне важно соблюдать автор- ские динамические оттенки. Итак, Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной. О.Э. Мандельштам G первой октавы — самый низкий звук в теме, он как бы сим- волизирует г л у б и н у, из которой рождается мелодия. Она (ме- лодия) в своем плавном взлете к вершине достигает fis второй ок- тавы. Fis символизирует, таким образом, в ы с о т у, оставаясь на протяжении пьесы автономным в ладовом отношении звуком — неустой, который ни за что не согласен разрешиться. Возникает напряжение между г л у б и н о й и в ы с о т о й (что и манит в сказочную даль). И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну, И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину, В такую высоту. А.А. Блок Мелодия взлетает по звукам целотоновой гаммы. Позвольте, но еще со времен Глинки целотоновая гамма в русской классической музыке — семантический знак фантастического: вспомним явление Черномора в «Руслане и Людмиле»! А как получилась эта целото- новая гамма? Оказывается, композитор пропустил звук ля первой октавы, вот она и получилась. Но куда же подевалось ля первой ок- тавы? Его не сыщешь ни в одном такте! Кроме последнего: здесь НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СИДЕЛЬНИКОВ 5 Запись фортепианного цикла «Саввушкина флейта» в исполнении А.Л. Бурштейна включена в компакт-диск, приложенный к изданию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1