Памяти композитора Николая Сидельникова

94 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН. «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ля второй октавы входит в состав тающего тонического созвучия, также загадочного, т.к. оно лишено терцового тона, определяющего лад. Вместо него — ля второй октавы, нашедшее, наконец, свое ме- сто и время. На наш взгляд, это момент высокого композиторского мастерства. Напряжение возрастает с каждой новой фразой-вариацией благодаря изменениям в нижнем голосе, ведущим к ладотональ- ным превращениям и острым созвучиям. В 1-й вариации (такт 4 mezzo piano) f первой октавы, вытеснившее g первой октавы, дает с fis второй октавы экстремальный диссонанс — увеличен- ную октаву. Во второй вариации (такт 7-й mezzo forte) глубина нижнего голоса увеличивается на кварту: звучит субдоминантовое с первой октавы, в то время как верхний мелодический голос «ра- ботает» все в той же тесситуре. Длина этой вариации увеличива- ется на один такт, в нем слышно эхо (mezzo voce), имитирующее синкопированный мотив нижнего голоса в предыдущем такте. Последняя вариация — как бы реприза в смысле «восстановле- ния в правах» тоники g , поддержанной октавным удвоением (sf, stacc.). 11-й такт (forte) — кульминация. В 13-м такте верхний голос улетает в заоблачную высь. Вместе с тесситурой меняется артикуляция (staccato вместо legato), и фа-диезы , как снежин- ки, танцуют вокруг тоники соль свой триольный танец. В кодетте (тт. 15-16) острое pizzicato sf на соль малой октавы вызывает резонанс застывшей длинной ноты, а небесный плагальный ка- данс — сама чистота и покой. Как душа ребенка. № 2. НАСТЕНЬКА БУДЕТ БАЛЕРИНОЙ Эта пьеса как будто соткана из воздуха. Каллиграфически вы- полненный портрет очаровательной маленькой девочки-балерины (пока еще в мечтах!) достоин не меньшего восхищения, чем пре- дыдущая пьеса-сказка. Точечная нотная графика ассоциируется с техникой пуантилизма. Музыкальный пуантилизм связан, конеч- но же, с именем великого австрийского композитора А. Веберна. Н.Н. высоко ценил новую венскую школу. Помню как-то раз он «похвастался» в своем обычном ироничном стиле, что сочинил к пластинке «Маугли» «додекафонного тигра». В те времена (1950–60 гг.) 12-тоновая система считалась вредительской бур- жуазной эскападой, направленной против официозного слогана «искусство принадлежит народу»; почитателей школы Шенберга примерно наказывали. Без всякого юмора. Но вернемся к Настеньке, танцующей на пуантах, как «Ма- ленькая балерина» Дега. Ее вальс начинается большой септимой d–cis . Большая септима в этой пьесе — лейтинтервал. Так же, как в пьесе «Саввушкина флейта» большая септима g-fis — лейтин- тервал Саввушки. Это и понятно: ведь Савва и Настенька — брат и сестра. В дальнейшем мы проследим появление этих двух крошечных лейтмотивов в различных пьесах. Каждый раз они будут напоми- нать нам о лирических героях цикла — Саввушке и Настеньке. А также о непостижимых тайнах художественного мастерства, дарящих нам порой (при внимательном вслушивании) свои при- меты. В данном случае — свидетельство симфонической природы композиторского мышления автора. ОБЛОЖКА СБОРНИКА «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА». 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, Тверь, «Гид», 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1