Памяти композитора Николая Сидельникова

95 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО Звук cis второй октавы в крайних частях пьесы является по сути органным пунктом. Эти стаккатные нотки поддерживают образ хрупкой грациозности. Музыка полна воздуха. Какие дышащие па- узы, какая прелесть в ритмическом сбое: тт. 15-16 звучат как три такта на 2/4! В тт. 23-26 реминисценция «взрослого» вальса: На- стенька на миг вообразила себя настоящей балериной. Трудность этой пьесы в точной и тонкой артикуляции, в живом исполнительском ритме. Задачи чисто художественные, следова- тельно, весьма значительные. № 3. БАБУШКИНА СКАЗКА В грозной тишине «страшного» низкого регистра фортепиано вкрадчиво вступает медленный напев, гармонизованный парал- лельными трезвучиями — как бы хор засурдиненной меди. Нужно сконцентрировать внимание на красочной выразительности хро- матических гармоний в двух первых трехтактовых фразах, оце- нить появление фа-минорного трезвучия взамен ожидаемого ми- минорного. А какое здесь замечательное голосоведение! На фоне фа-минорного аккорда замирающее вдалеке «ау!» Тот же мотив в обращении в последних двух тактах, как шорох удаля- ющихся таинственных шагов. Заметим, что мотив этот ( g-d и d-g ) составляют тонические звуки двух предыдущих пьес. Сказочный звуковой мир этой пьесы укоренен в русской класси- ке — от Мусоргского до Прокофьева. № 4. МАМИН ВАЛЬС Трогательная стилизация, вальс-воспоминание. В мелодии про- свечивают знакомые интонации Вальса cis-moll Шопена ор. 62 №2, «Ноктюрна» Чайковского, его же «Баркаролы», — вплоть до популярного в военные и послевоенные годы «Офицерского валь- са» Блантера. Это мир маминых воспоминаний. Первый такт — вспышка, озарение. Далее, лига, охватывающая более двух тактов, требует точной фразировки: mezzo forte вплоть до h в 7-м такте. В тт. 7-8 метрическая игра: переход на 2/4, создающий ощуще- ние некоторой взволнованности. В тт. 30-м и 32-м нисходящие пассажики стаккато следует исполнять рассыпающимися легкими пальцами близко к клавиатуре. Обратите внимание: в аккомпанементе вальса нет ни одной силь- ной доли, что и делает его призрачным ностальгическим воспоми- нанием, исчезающем в последнем такте. Вот тут единственный раз и звучит в левой руке тоническое ми на первой доле такта. Не лишним будет отметить, что опорная малая секунда fis-g является обращением септимы g-fis — лейтинтервала Саввушки. Пьеса предполагает скромную продуманную педализацию. № 5. НОВГОРОДСКИЙ МУЖИЧОК Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но не только на дуде: и на свистульках разных, и на балалайке сыграет. Хорош уме- лец, гость из Вольного Новгорода! Возможно, это старинная лубочная картинка, а может быть игрушка, керамическая или из картона и ниток. Замечательный тембровый эффект дает расстояние в две октавы между мелодией и подголоском.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1