Памяти композитора Николая Сидельникова

96 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН. «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО Пьеса — одна из самых трудных в цикле. Она требует звонкой артикуляции, буквального выполнения мелких штрихов, упругого ритма (обратите внимание на синкопы!), сложна в смысле коорди- нации. Нам представляется, что особое внимание нужно уделить партии левой руки, совершенно самостоятельной. Порой целе- сообразно сделать ее ведущей (например, в последнем разделе, т. 8 и далее). В 3-м такте на второй доле в правой руке мы слышим мотив (проходящий далее дважды), которым открываются два знамени- тых сочинения: «На тройке» Чайковского и «Сирень» Рахманино- ва. Это почти наверняка случайность, но не случайна интонацион- ная близость к родной музыке в разных ее ипостасях, фольклорной и классической. № 6. ОБИДЕЛСЯ Помните «В углу» из «Детской» Мусоргского: «Миша чистень- кий, причесанный, а у няни чепчик на боку»? Вот и здесь: мерит взволнованными шагами комнату разобиженный ребенок, а сер- дечко так и стучит. Самое трудное: ямбические мотивы от второй восьмой к чет- верти, их ритм, наполненность и напряженность. При разучивании этих мотивов (они встретятся нам и дальше), можно удлинять чет- верть, но восьмую играть коротко, как пунктирную ноту. Остинат- ный звук фа проходит сквозь всю маленькую пьеску как назойливая мысль (привет от Шумана!). Особая сложность — внезапная смена динамического уровня (subito piano вместо forte). Обратите внимание на размер 12/8 и на фразировочные лиги автора. № 7. ЕДЕМ В РИГУ До чего же весело — в гости к бабушке в Ригу! Поневоле запо- ешь! Начинает Настенька: восторженно, на одной высокой ноте ре 3-й октавы. А в левой руке перестук колес на cептиме d-cis — это ее идентифицирующий мотив. Во втором такте подхватывает мелодию Савва на ноте g , а в правой руке fis второй октавы. Вот и готов портрет Саввушки. 5-й и 6-й такты — продолжение озор- ной песенки, но интонации иные — как в народной мелодии, мо- жет быть латышской. Нужно изучить артикуляцию в правой руке: здесь не везде стаккато! Начиная с такта 11-го появляются репетиции — предмет осо- бой работы и заботы. В последнем такте до диез второй октавы лучше отдать правой руке, что весьма облегчает исполнение этого трудного места. Для ряда изданий Н.Н. опубликовал вариант, где раздел с ре- петициями купирован. Конечно, это делает пьесу совсем простой, доступной самым маленьким пианистам. Но на наш взгляд, музыка проигрывает без репетиционного орнамента. С учетом репетиций нужно лишь выбрать соответствующий темп. № 8. В ЦИРКЕ Одна из немногих жемчужин цикла, более или менее закрепив- шихся в детском педагогическом репертуаре. Образный язык здесь настолько яркий и доступный, что может заинтересовать любого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1