Памяти композитора Николая Сидельникова

97 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО мало-мальски музыкально одаренного ученика. Это смешная паро- дия на провинциальный цирковой оркестр. Сюрпризы для слуха в каждой фразе. Начало: разрешение доминантсептаккорда C-dur в тоническое трезвучие Des-dur. Это ли не юмор — клоунский второй такт! Темп юмористически торжественный. Вся пьеса — entrée к главному представлению. Итак, парад открывают клоуны. В басовом регистре бухают ударные, возможно, тарелки и большой барабан. Медь не отстает: аккорды стаккато нужно играть отчетливо артикулируя, с неболь- шим cresсendo к очередному взрыву в басах. В «смеющейся мело- дии» опорный интервал опять-таки септима. Можно порассуждать, насколько септима, наиболее частый ин- тервал в цикле, является одним из психологически точных средств для раскрытия душевного мира ребенка. В тт. 12-13 звучат кластеры. Их нужно играть непременно без педали и предписанной аппликатурой, то есть без первого пальца. Исполняется туш. Всеобщее веселье и апогей «чистоты» оркестро- вого tutti! Последний такт зеркально отражает гармонический ход начала. Звукоряд Des-dur’а соскальзывает в звукоряд C-dur’а. При- глушенное освещение приготавливает зрителей цирка к первому номеру программы. Свет постепенно гаснет. № 9. ИГРАЮ В МЯЧ Очаровательная пьеска — самая простая из всего сборника. Ее можно дать (так же, как, например, знаменитого «Воробья» А.Г. Руббаха) начинающему ученику. Мелодию лучше представ- лять себе ямбами, техническая группировка — от слабой восьмой к сильной. Сильная восьмая — удар ладонью по мячу, слабая — от- скок мяча от пола. Такое мысленное представление помогает най- ти естественный технический прием. Очень хорошо, если ребенок поиграет с мячиком под музыку пьесы в исполнении педагога. Игры с мячом на начальном этапе обучения, развивающие лов- кость и свободу, требующие включения в работу всей руки, насто- ятельно рекомендовала А.А. Шмидт-Шкловская. № 10. УЖ КАК Я МОЮ КОРОВУШКУ ЛЮБЛЮ Транскрипция известной русской народной песни (Н.Н. чуть- чуть изменил мелодию), сделанная с большим вкусом, нежностью, и, разумеется, с высоким мастерством. В варианте Н.Н. эта песня напоминает колыбельную. Исполнительские задачи здесь слож- ные. Мелодия верхнего голоса летит, подобно лермонтовскому ангелу («По небу полуночи ангел летел…») в сопровождении ду- эта нижних голосов. Мелодию следует играть с проникновенной простотой, как бы un poco espressivo, legatissimo, и абсолютно ровным негромким, но теплым звуком, как бы минуя тактовые черты. Двухголосие в левой руке — на некотором динамическом рас- стоянии от основной мелодии — также совершенно выровненное и связное, что требует от ученика (и учителя) упорной работы, достигнутый результат которой — золотая крупинка мастерства. В припеве сочетание двух разных минорных ладов (в нижнем го- лосе — фригийская низкая вторая ступень си бемоль ) ранит вни- мательный слух и чуткую душу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1