Памяти композитора Николая Сидельникова

98 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН. «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО Последние четыре такта — крошечная кодетта. В ней не должно быть даже намека на специальное замедление вплоть до заключи- тельного аккорда. Ангел просто улетает. № 11. КТО БЫСТРЕЕ? Превосходный художественный этюд рассчитанный на развитие беглости и четкости пальцев правой руки, причем в восходящих мотивах основная нагрузка ложится на сочетание 3-го, 4-го и 5-го пальцев. Зато в нисходящих пальцы как бы сами катятся. Работа сменяется отдыхом. Здесь чувствуется мышление хорошего про- фессионального пианиста, каковым и был Николай Николаевич Сидельников. В связи с проблемой, которую представляют восходящие пасса- жи, мне вспоминается остроумный совет петербургского педаго- га, профессора Н. Перельмана по поводу Первого этюда Шопена ор. 10. «Играйте сильными пальцами легче, а легкими плотнее — мудрее ничего не придумаешь». А на самом деле нужно отдельно разучивать восходящие мотивы. И упражнения дельные можно нафантазировать. Но я предостав- ляю это самостоятельности уважаемых коллег. Что касается художественной стороны, то — обратите внима- ние! — хотя музыка здесь вполне тональна, из-за того, что в d-moll (крайние части) вводный тон cis разрешается в тонику только дваж- ды (в кадансирующих тактах), а в a-moll (средняя часть) gis вообще ни разу не разрешается, возникает «остранение» знакомого мело- дического минора и создается впечатление мелькания различных ладов, т.е. полиладовость. При этом преобладают целотоновые сочетания (ср. с пьесой «Саввушкина флейта», тут много обще- го в ладовой структуре). Динамический план, соответствующий ладовой красочности и направленности мелодического движения, подробно разработан и обозначен самим композитором. Окончательный темп не должен быть слишком быстрым: ведь здесь размер 12/8. Так же как в пьесе «Обиделся». № 12. ЗА ОКОЛИЦЕЙ НЕСУТСЯ ПОЕЗДА Эта маленькая токката — замечательная романтическая пье- са о дальних странствиях с прекрасной мужественной мелодией 6 и чудесными гармониями (чтобы их услышать и оценить, нужно поиграть пьесу аккордами). Токката пианистически удобна, хотя и трудна. У правой руки две роли: она ведет мелодию, требующую до- статочно насыщенного звука (правда, в контексте piano мело- дия эта скорее напевается, чем поется в полный голос, хотя начинать работу лучше все же с полнозвучия). В то же время невесомый первый палец, лишь слегка касающийся своих кла- виш, участвует в незыблемо мерном перестуке колес поезда. Ле- вая рука, нотированная восьмушками, держит темп и ритм. Это тенор и бас. В альте — шестнадцатые правой руки. Сопрано — мелодия. Такая вот неожиданно получается четырехголосная партитура. Разумеется, следует отдельно разучивать: 1. Перестук колес (левая рука плюс шестнадцатые правой); 6 В издании 1970 г. в первом такте опечатка: предпоследняя восьмая такта должна быть fis , а не а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1