Памяти композитора Николая Сидельникова

99 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО 2. Мелодию с восьмыми аккомпанемента; 3. Одну левую руку — восьмые ноты стаккато (чуть плотнее, чем шестнадцатые правой руки). Во втором разделе встречаются смелые переносы левой руки на далекие басовые клавиши. Если ученик делает эти переносы вольным скользящим движением, то трудность снимается. А какая красота открывается слуху в этих фразах, охватывающих большое пространство! Совершенно волшебно звучит модуляция из F-dur в h-moll в тт. 13-16. Но кто же замечтался о дальней дали, слушая перед сном, как за околицей несутся поезда? Взгляните в 3-4 тт. от конца: вы най- дете в них септиму g-fis , и все станет ясно. № 13-14. «ПАСТУШОК» И «ПЕСНЯ СТАРОГО ЛЕСА» Эти две пьесы, написанные в тональности g-moll , но в разных ладах, составляют диптих. Обе они начинаются мотивом g-b-c . Этот мотив на самом деле не что иное, как транспонированная монограмма Н.Н. Сидельникова c-d-f , встречающаяся в самых раз- личных его произведениях 7 . Кстати, с этого же мотива начинает- ся заглавная пьеса «Саввушкина флейта». Те же ноты g-b-c входят в состав первого аккорда заключительной колыбельной «Ночь при- носит сны». Значит мы имеем дело еще с одной интонационной аркой, скрепляющей воедино все пьесы цикла. У «Пастушка» Си- дельникова есть родственники — «Мальчик-пастух» из «Лирических пьес» Грига в той же тональности g-moll и «Маленький пастух» Де- бюсси из «Детского уголка». Однако, наш «Пастушок» совершенно самобытен. Пасторальную сценку открывает изящный двутактовый оркестровый ритурнель (в течение пьесы мы слышим его четыре раза), сложенный из аккордов стаккато с хроматическими вкрапле- ниями, которые, как алмазики, подсвечивают простые гармонии тоники и доминанты. В диссонантных сочетаниях мы вновь можем услышать в обращенном виде лейтмотивы Настеньки и Саввушки. Трехтактовый напев пастушьей свирели развертывается в диапа- зоне двух октав, он течет свободно и непрерывно сквозь тактовые черточки, будто флейтовое соло, без единого акцента, естествен- но вливаясь в следующее проведение ритурнеля. Не забудьте, что здесь дорийский g-moll с ми-бекаром! В т. 14 перемена размера. Исполнитель должен оценить возни- кающую в результате этой перемены прихотливую метроритмиче- скую игру мелодических фрагментов в духе русской фольклорной традиции. В сопровождении отметим красивый хроматический ход в альтовом голосе. Вторая пьеса диптиха «Песня старого леса» своим суровым сум- рачным колоритом составляет контраст трогательным пастельным краскам «Пастушка» (фригийский g-moll c ля-бемолем!). Бога- тырский лес, могучий, хранитель многих тайн. Эскиз к монумен- тальной картине. В конце пьесы никакого замедления, так же, как и в «Пастушке». Нужно сказать, что из 25 пьес цикла лишь в трех мы находим ука- занное автором ritenuto: это№№7, 9, 18. Не правда ли, интересно? Возвращаясь к «Песне старого леса», заметим только, что звуко- вой ее образ невозможно воплотить без тщательно продуманной педализации. 7 Общеизвестны музыкальные монограммы B-A-C-H- или D-S-C-H (Дмитрий Шостакович).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1