Памяти композитора Вениамина Флейшмана

10 НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ. В Е НИ АМИН Ф Л Е ЙШМА Н И Б ЕЖЕ Ц К численности впечатляет необычайная активность бежечан в сфере культурной жизни, их страстное желание приобщиться к ценно- стям мировой художественной культуры. «Самохвалов <…> сразу же включился в общественную и твор- ческую жизнь города: создал художественную школу, начал препо- давать на педагогических курсах и работать в качестве городского архитектора. <…> Он был привлечен к оформлению праздника первой годовщины революции. <…> В частности, была оформлена демонстрация, построена деревянная трибуна, которую украсили еловые ветви. На городской площади была возведена триумфаль- ная арка, обелиск и два огромных панно с изображениями рабо- чего и головы одного из микеланджеловских рабов. Все это со- провождалось характерным для тех лет, витиевато-торжественным текстом, сочиненным самим художником: «Мы разрушим устои старых зданий, вынесем на себе всю тяжесть созидания, и заря но- вой жизни взойдет над долиной счастья трудящихся» 24 . В своих воспоминаниях Александр Николаевич Самохвалов описывает работу по подготовке к бежецкой демонстрации 1918 года: «Я организовал бригаду художников. Мы выполняли зака- зы исполкома на изготовление знамён и плакатов. Руководил я и мастерской, и постройкой сооружений. Осуществить удалось всё задуманное. Все приготовления были закончены вовремя. Демон- страция прошла невиданно торжественная. Праздничное заседа- ние происходило в театре городского сада» 25 . Газета «Бежецкая жизнь» сообщала об открытии зимнего сезона культурно-просветительного клуба Союза металлистов в Бежецке в октябре 1919 года: «Помещением стала частная квартира из не- скольких комнат, <…> украшенная <…> красными флагами, пор- третами советско-партийных руководителей: Ленина, Троцкого, Зиновьева. Вечер начался с исполнения любительским хором гим- на «Интернационал». <…> Затем хор прекрасно спел ряд русских народных песен, а струнный оркестр балалаечников под управле- нием Румянцева исполнил несколько номеров» 26 . К сказанному добавлю, что хором руководил М.И. Щуров, а в ансамбле балалаечников играли учащиеся Бежецкого реального училища. Музыкальным руководителем ансамбля был Н.М. Румян- цев, дирижер духового оркестра Бежецкого Добровольного по- жарного общества. В семье Флейшманов, где росли пятеро детей, любили и почи- тали музыку. Трое из них (в том числе и Вениамин) посещали му- зыкальные занятия. Вениамин учился игре на скрипке, а его сестра Дина — на фортепиано. По ее словам, Веня начал сочинять музы- ку очень рано. О первых, совместных с Веней, музыкальных впечатлениях Дина вспоминает так: «Учителем Вени [в игре на скрипке] был Николай Иванович Смирнов. Он играл в пивной, в ресторанчике у Соколь- ской, с баянистом Сорогожским 27 . У [Смирнова] был хороший ре- пертуар: из “Ивана Сусанина” — танцы 28 , “Чардаш” Монти. А мы с Веней сидели на крылечке у Сокольской и с удовольствием слу- шали. Еще слушали духовой оркестр Бодина. <…> Оркестр играл в саду “Металлист” и нам было слышно. Потом мы много музици- ровали вместе. Ведь тогда не было ни радио, ни записей». 23 Города Союза ССР. М.: Изд-во НКВД. 1927. С. 54-55. 24 Зингер Л. Александр Само- хвалов. – М.: Советский художник, 1982. С. 5. Цит. по ст. Т. Бойцовой «Особенности художественной жизни Твери 1917-1930 гг. (к исто- рии создания Союза художников России)» / Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некра- сова, 2008, № 3. С. 210-211. 25 А. Самохвалов. Мой творческий путь. «Художник РСФСР», 1977. С. 53. 26 И.И. Климин. Очерки по истории Бежецкого уезда… С. 376. В этом здании, в помещении подвального этажа проходили репетиции музыкального ансамбля, в котором играл В. Флейшман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1