Памяти композитора Вениамина Флейшмана

11 Жилой дом № 14/27, принадлежавший жене земского на- чальника Ульяне Афанасьевне Сокольской, сохранился и сто- ит в Бежецке на углу квартала. Восточным фасадом он выходит на Большую улицу, южным — в пер. Андреева 29 . В одном из писем Д.И. Флейшман упоминает о том, что они «жили у Сокольской 10 лет». Возможно, это означает, что семья Флейшманов снимала квартиру в этом доме после переезда в Бежецк из Вильно. Сад (парк) «Металлист» — центр досуга Бежецкого завода ГАРО 30 , в те далекие годы именуемого «Металлистом», распола- гался во дворе домов 15-25 по Большой улице. Сад был обустроен двумя танцплощадками и эстрадой для духового оркестра. Дом Со- кольской располагался неподалеку — на другой стороне Большой улицы, и Дина с Вениамином могли слушать музыку почти каждый вечер 31 . Музыкальным ансамблем, в котором играли Дина и Веня, руко- водил учитель химии Владимир Михайлович Переслегин. В семье Флейшманов ансамбль в шутку называли «Персимфансом»: веро- ятно, потому, что в нем (как и в московском Первом симфониче- ском ансамбле) тоже не было дирижера, а руководитель ансамбля играл на кларнете 32 . Репетиции бежецкого Персимфанса проходили по субботним вечерам в подвале здания бывшего городского училища, почти на- против дома Флейшманов (сейчас здесь располагается музей имени В. Шишкова). Из письма Дины Флейшман: «Владимир Михайлович Пере- слегин разбивал произведения на партии для имеющихся инстру- ментов 33 . Состав я помню: Петя Егоров — кларнет, Веня — альт, Ал. Ив. Казаков — скрипка 1-я; вторые скрипки — учитель пения Петр Семенович Виноградов и Бушминский 34 ; судья, приехавший в Бежецк 35 , играл на виолончели, а Сорогожский на фисгармонии заменял и контрабас, и виолончель — до приезда судьи. Репетиции были наслаждением. Меня сделали аккомпаниатором [на форте- пиано] не за технику, а за чувство партнерства <…>. Славное было 27 Возможно, Сорогожского звали Павлом Н. См. об этом: Сергей Сенин. Бежецкий Союз поэтов // Тверские ведомости, № 33, 3–9 августа 2007 г. 28 Имеются в виду Польские танцы из 2-го действия оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (в советское время опера называлась «Иван Сусанин»). 29 Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – виртуоз-балалаечник, род. в Бежецке. Создатель первого оркестра русских народных инструментов. См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2. М., Наука, 2006. С. 241-242. 30 ГАРО – завод гаражного оборудования. 31 Бежецкий краевед Е.Г. Кузьмина вспоминает, что в саду «Металлист» в 1930-х годах стоял Летний театр, росли вековые липы, был разбит цветник и устроены качели. См.: Кузьмина Е.Г. Бежецк, мой маленький город с названьем неброским. Рассказы о старине, о прошлом Бежецка и бежечанах. Рыбинск, Изд. Дом «Манго», 2007. С. 6. 32 Персимфанс – первый симфони- ческий ансамбль Моссовета, первый симфонический оркестр без дири- жера. Был организован в 1922 г. по инициативе профессора Москов- ской консерватории Л.М. Цейтлина. Новаторством было применение камерно-ансамблевых методов репетиционной работы (вначале по группам, в затем всем оркестром). Персимфанс существовал до 1932 г. 33 Имеется в виду, что В.М. Переслегин аранжировал выбранные музыкальные произведения для имеющегося инструментального состава. 34 Имя-отчество Бушминского установить не удалось. 35 Возможно, речь идет о судье Д.А. Титове, значившемся в списках членов Бежецкого краеведческого общества. «Дом Сокольской» в Бежецке, в котором жила семья Флейшманов после переезда из Вильно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1