Памяти композитора Вениамина Флейшмана

14 НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ. В Е НИ АМИН Ф Л Е ЙШМА Н И Б ЕЖЕ Ц К Музыка сопровождала Вениамина Флейшмана всегда. Она влек- ла его к себе даже тогда, когда он, казалось бы, выбрал иную про- фессию и поступил в технический вуз 40 . Музыка занимала настоль- ко важное место в его жизни, что параллельно с учебой в институте он продолжал сочинять и, в конце концов, оставив институт, по- ступил в музыкальный техникум, а затем — в консерваторию. В воспоминаниях сокурсников Флейшмана по Ленинградской консерватории есть указания на то, что он писал романсы на сти- хи Гете, Гейне, Лермонтова, а также «Прелюдии» и «Вариации» для фортепиано. Г.В. Свиридов вспоминает, что в 1938 году В. Флейшман показал ему отрывок из «Рассказа Петра» (по ро- ману А.Толстого «Петр I»). Однако, все эти произведения не со- хранились, и до нас дошла лишь нотная запись оперы «Скрипка Ротшильда». С первых тактов в музыке оперы ощущается атмосфера зате- рянного в глуши небольшого провинциального городка. Унылость окружающего пейзажа наводит главного героя, скрипача Якова Бронзу на мысли об убыточности жизни и пользе смерти. Досад- ная ссора между музыкантами уездного оркестра лишь усугубляет ощущение бессмысленности существования. Однако, перед ли- цом смерти в сознании Якова рождается надежда на такую жизнь, в которой не будет «злобы и ненависти», и в которой люди, нако- нец, обретут счастье. Такое счастье, которого «они не видели даже во сне». Его скрипка тогда будет петь другие песни, и ради них Яков, в знак примирения, дарит свою скрипку флейтисту Ротшиль- ду. Так, по замыслу композитора, Бронза перед смертью оставляет на земле свой след — мелодию скрипки. Впечатляющая метаморфоза, происшедшая с Яковом, утвержда- ет значимость и красоту человеческого бытия; мощный музыкаль- ный финал утверждает основную идею оперы. Музыка оперы В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда» запечат- лела незабываемые музыкальные образы, сложившиеся в детстве и юности Вениамина, проведенные в Бежецке. Некоторые дета- ли чеховского рассказа сразу отозвались детскими музыкальными впечатлениями и нашли отражение в опере: тихая река, заросшая камышами, сейчас ассоциируется с неторопливой бежецкой Мо- логой, флейтист Ротшильд, наследующий скрипку — с кларнети- стом В.М. Переслегиным, а еврейский клезмерский оркестр — с бежецким Персимфансом. Возможно, поэтому сегодня «Скрип- ка Ротшильда» Вениамина Флейшмана воспринимается как своео- бразный музыкальный памятник Бежецку — родине композитора. В биографической справке о Вениамине Флейшмане, поме- щенной в Российской еврейской энциклопедии, есть упомина- ние о том, что в свою единственную оперу «Скрипка Ротшильда» Флейшман ввел еврейский свадебный оркестр, а также использовал интонации и ладовые особенности еврейского фольклора 41 . Отсюда уместно задаться вопросом: мог ли Вениамин слы- шать в Бежецке еврейских музыкантов-клезмеров? Насколько сильным было воздействие на него еврейской бытовой музыки? Ведь для того, чтобы такое воздействие имело место, необхо- дима музыкальная среда, создающая определенную атмосферу и формирующая у будущего композитора соответствующую му- зыкальную образность. 40 Индустриальный институт, позднее переименованный в Политехнический. 41 РЕЭ. Т. 3. М., 2000. С. 226. Дина и ИльЯ Флейшман. 1934 Г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1