Памяти композитора Вениамина Флейшмана

15 НА СТЫКЕ ВЕЛИКИХ ЭПОХ: ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ По воспоминаниям бежецкого краеведа Б.П. Тарасова, отец Вениамина, Иосиф Аронович Флейшман служил раввином в мест- ной синагоге. Он отправлял богослужения попеременно с братья- ми Шмулевичами, в доме которых синагога была устроена 42 . По данным Российской еврейской энциклопедии, раввином в Бежецке в 1916-1921 гг. был Йосеф Сегаль. Следовательно, им не мог быть Иосиф Флейшман. Можно предположить, что Иосиф Аронович выполнял в синагоге обязанности хазана — обществен- ного кантора, равно как Адольф и Виктор Шмулевичи, хозяева большой усадьбы, сохранившейся в Бежецке до наших дней 43 . Воз- можно, какое-то помещение в доме Шмулевичей (а, может быть, и два, потому что женщины молились отдельно) выполняло функ- цию молельного дома, места собраний. Обычно хазаны помогали во время богослужений, а также были чтецами Торы. В 1867 г. в Бежецке проживали 82 еврея, в 1897 — 83, в 1904 — 123, в 1910 — 108, в 1926 — 162, в 1939 — 79 44 . Как можно заме- тить, возрастание общего числа членов еврейской общины совпадает с прибытием в Бежецк родителей Флейшмана и периодом взросления самого Вениамина. В Тверском областном архиве (ГАТО) удалось найти интерес- ный документ — прошение, направленное в Тверское губернское правление, об открытии в Бежецке еврейской общины 45 . Мы не располагаем сведениями о том, в какой степени В. Флейшман был знаком с еврейской народной музыкой. Тем не менее, можно предположить, что осведомленность, а, быть мо- жет, и интерес к ней у начинающего музыканта был, и сформи- ровался он именно в детские и юношеские годы. Впоследствии, во время учебы в Ленинграде В. Флейшман смог углубить и раз- вить свои детские эмоциональные впечатления. Например, позна- комиться и внимательно изучить труды Моисея Яковлевича Бере- говского, посвященные еврейской народной музыке, поскольку они были опубликованы на протяжении 1930-х годов и пользова- лись популярностью в студенческой среде: «Еврейский музыкаль- ный фольклор» (1934), «Еврейская инструментальная народная музыка» (1937), «Еврейские народные песни» (1938, совместно с И. Фефером). Отметим также тот факт, что М.Я. Береговский был в контакте с Д.Д. Шостаковичем и знакомство Вениами- на Флейшмана с его трудами, вероятно, происходило с ведома и по рекомендации Дмитрия Дмитриевича. Исследователь Елена Силина в своей статье отмечает использова- ние в музыке оперы «Скрипка Ротшильда» интонаций лада «фрей- гиш», а также оборотов и ритмов еврейских народных танцев 46 . 42 Согласно Положению Еврейского комитета от 28 октября 1860 г., еврейские молитвенные дома было запрещено именовать синагогами, их называли просто молельными, иногда – молитвен- ными школами. Видимо, такая молельная и существовала в доме Шмулевичей в конце XIX века. По данным Российской еврейской энциклопедии, она стала именовать- ся синагогой только с 1905 г. Усадьба Шмулевичей на ул. Л. Толстого В июле-августе 1874 года от бежец- ких мещан-евреев поступило про- шение о разрешении им учредить молитвенный дом в Бежецке для от- правления богослужения по еврей- скому обряду. Прошение подписали 22 человека, среди них значится имя Аврона (Абрама) Шмулевича. «Не- которые из нас выходят в отставку и уже приписаны к бежецкому обще- ству, некоторые находятся на служ- бе в Бежецкой уездной команде, а остальные, исключая бежецких ме- щан, служащих <…> — занимаются цеховым мастерством и все имеют семейства». Далее заявители просят учредить молельную в доме отставно- го солдата Вульфа Кравеца по адре- су: Рождественская улица (2-я часть), 7-й квартал, дом № 6. Впоследствии просьба бежецких евреев была удов- летворена и разрешение на откры- тие молитвенного дома получено. 43 Ул. Льва Толстого, 51. См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2. М., Наука, 2006. С. 366-367. 44 РЕЭ. Т. 4. М., 2000. С. 91. 45 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 30220. Приношу благодарность Георгию Константиновичу Смирнову за ука- зание на этот документ. См. также: Смирнов Г.К. Еврейские жители Вышнего Волочка и их молитвенные дома во второй половине XIX –начале ХХ века // Архив наследия – 2009 / Сост. В.И. Плужников. М., 2011. 46 Елена Силина. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича. – Шостакович: между мгновением и вечностью. Изд-во «Композитор» (Санкт-Петербург), 2000. С. 399-401.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1