Памяти композитора Вениамина Флейшмана

27 НА СТЫКЕ ВЕЛИКИХ ЭПОХ: ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Добрый день, Боря! Большое-большое спасибо тебе за посылку. Очень все были тронуты, очень все тебе благодарны; теперь в семье будет храниться реликвия. Ты много потрудился… Постараюсь ответить на вопросы твоего письма от 4.4.84. 1) К Чехову Веня обратился по совету Шостаковича. Ты прав, что эти слова «скрипку нельзя взять в могилу, что она останется сиротой» — они же пророческие…. Но вот поет понемногу Венина скрипка, хорошо, что вспоминают. Шостакович очень дорожил Вениной работой. 2) Кто был учителем Вени. Это был Смирнов Николай Иванович. Он играл в пивной, в ресторан- чике у Сокольской с баяном (кажется, на баяне играл Сорогожский), у него был хороший репертуар: из «Ивана Сусанина» — танцы, «Чардаш» Монти. А мы с Веней сидели на крылечке у Сокольской и слушали. Еще слушали духовой оркестр Бодина, помнишь братьев Бодиных? Они играли в саду «Металлист» и нам было слышно. Потом мы много музицировали с Веней. Ведь еще не было ни радио, ни записей. А в семье музыку чтили очень. Много дал «Персимфанс», им руководил талантливый Владимир Михайлович Пересле- гин. Он разбивал произведения на партии для имеющихся инструментов. Состав я помню: Петя Его- ров — кларнет, Веня — альт, Ал. Ив. Казаков (скрипка 1-я), вторые скрипки — учитель пения Петр Семенович Виноградов и Бушминский; судья, приехавший в Бежецк — виолончель, а Сорогожский на фисгармонии заменял и контрабас, и виолончель — до приезда судьи. Репетиции были наслажде- нием. Меня сделали аккомпаниатором не за технику, а за «чувство партнерства», как теперь говорят. Славное было время, а Владимир Михайлович для меня незабываем, так много радости он дал. 3) Если в статье Брусковой: «Ученик Шостаковича» написано, что Владимир Михайлович Пере- слегин указал Вене путь в музыку, то это не так. В Бежецк в [19]29 году приехал оркестр под руко- водством Георгия Танского. Небольшой симфонический оркестр — они играли в фойе «Красной звезды», в саду [«Металлист»]. Веня подружился с Танским, тот внушил ему мысль, что Веня должен заниматься только музыкой, а он уже что-то сочинял, ему было 16 лет. 4) О медленной походке в нашей семье: это относится ко мне, я всегда страдала одышкой, и у мамы отекали ноги; мужчины ходили быстро. Веня, когда учился в музыкальном училище, сочинял, бегал по двору, и обращаться к нему было бесполезно. <…> 5) О романсе: композитор Баснер написал для «Турбиных». Он объяснил, что он создавал романс, который могли бы петь Турбины, и у него хорошо получилось, всем кажется, что это с тех времен, а сочинил он. Так же, как Свиридов написал вальс для фильма «Метель». <…> 6) Завидую светлой завистью тебе с Виктором, что посидели-поговорили, что может быть приятнее. Очень тронута, что он увез «Скрипку» в Бежецк 5 . А что С. Копул 6 жива, я не ожидала… Она ведь намного старше меня, а мне 75-й, даже не верится, что так «зажилась». <…> Еще раз благодарю тебя, будь здоров, Боря, хорошего лета. С Первомаем тебя и всю семью. От всех привет. Дина 22.4.84 Добрый день, Боря! Вдогонку первому письму шлю это. В Ленинграде была чудесная выставка художников, которые иллюстрировали Пушкина, писали его современников. Чудесные работы Самохвалова. (Не думай, что я была, — мне рассказала Саша). И на первом этаже выставлена картина ИВАНОВА-БЕЖЕЦКОГО 7 . Саша пыталась узнать, когда он жил — дат около имени нет. 5 Возможно, речь идет об опере В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда», записанной на пластинку Г. Рождественским в 1982 году. 6 Семейство Копулов проживало в Бежецке по соседству с домом Флейшманов. 7 Дмитрий Гаврилович Иванов (Бежецкий) 1891-1971, живописец. Художественное образование получил в Петрограде. В 1918 окончил Рисовальную школу ОПХ, затем обучался в Вхутемасе у В.Е. Савинского. Дипломная работа – «Девушка у окна». До 1924 подписывал свои работы – Иванов, после – Иванов-Бежецкий. Жил и работал в Ленинграде. Был членом Обще- ства художников им. А.И. Куинджи; примыкал к так называемому левому неформальному крылу, не состоял в Союзе художников и не поддерживал официальный соцреализм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1