Памяти композитора Вениамина Флейшмана

32 ЕЛЕНА СИЛИНА 1 Вениамин Флейшман поступил в Ленинградскую консерваторию в 1937 году и сразу же попал в класс к Дмитрию Шостаковичу. В личном деле Флейшмана в Санкт-Петербургской Консервато- рии хранится заключение комиссии композиторского факульте- та: «Есть композиторские данные — возможно принять на пер- вый курс. 20.06.1937. Х.С. Кушнарёв, М.Ф. Гнесин, М.А. Юдин». «Одноклассниками» Вениамина оказались Юрий Левитин, Игорь Болдырев, Георгий Свиридов и Орест Евлахов. Класс Шоста- ковича постепенно расширялся, и годом позже в него поступи- ли Абрам Лобковский, Михаил Кацнельсон, Борис Толмачёв, а затем Игорь Добрый и Галина Уствольская. Со многими студентами — Свиридовым, Евлаховым, Лоб- ковским, Левитиным — Флейшман был знаком по Централь- ному музыкальному техникуму, где он учился с 1935 по 1937 г. С Минасаем Левиевым, студентом Кушнарёва, они делили комнату в общежитии училища на улице Чайковского. С первых месяцев обучения в консерватории Флейшман попал в атмосферу напряженной творческой работы. Кроме Шостакови- ча его педагогами по другим предметам были Кушнарёв, Тюлин, Соллертинский, Богданов-Березовский, Мервольф, Вульфиус. Любимыми среди них стали Соллертинский (история зарубежной музыки) и Кушнарёв (полифония). Малоинтересными для себя Флейшман считал уроки гармонии у Тюлина (между собой студен- ты называли его предмет «тюлеведением»). Традиционными стали совместные заседания педагогов факуль- тета со студентами, а также отчетные концерты классов. На собра- ниях совета композиторского факультета часто говорили об успе- ваемости по всем учебным дисциплинам. Педагоги в присутствии своих студентов давали им характеристики, высказывали претензии и пожелания. Так, на собрании, состоявшемся 2 марта 1938 года, профессор Мервольф, перечисляя активных студентов выделил Болдырева, Вордзяка и Флейшмана. Дал свою оценку успеваемости всех студентов и Тюлин. О Флейшмане он сказал отдельно: «Работал мало». В выступлении Вульфиуса опять прозвучали фамилии учени- ков Шостаковича: «Флейшман и Болдырев занимаются отлично» 2 . На подобных собраниях студенты имели полноправный голос. Периодически устраивались и такие встречи, на которых говорили только студенты. Например, на заседании композиторского фа- культета в 1938 году (число в протоколе не указано) с повесткой дня «О дисциплине» высказалось около двадцати студентов 3 . Класс Шостаковича занимал особое положение среди других классов. Несмотря на то, что педагогический опыт профессора был ещё мал, на его занятия стремились многие: авторитет педа- гога подкреплялся его авторитетом как композитора. Д. Толстой вспоминает: В ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В. Флейшман в годы учебы в Ленинградской консерватории 1 Елена Андреевна Силина – музыковед, выпускница Санкт- Петербургской консерватории 1999 года. Полный текст статьи Е. Силиной «Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича» опубликован в сборнике «Шостакович: между мгновением и вечностью»: Изд-во «Композитор» (Санкт-Петербург), 2000. С. 346-408. 2 Протокол заседания хранится в ЦГАЛИ (СПб.), ф. 298, оп. 4, д. 90. 3 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1